19.10.2018

Нужны ли оценки в начальной школе

Нужны ли отметки в начальной школе. Пожалуй, самая спорная тема сферы образования. На всероссийском родительском собрании министр просвещения снова затронула этот вопрос. Мы отправились в новокузнецкие школы, чтобы узнать мнение ребят и педагогов.

Мария КИСЕЛЕВА, корреспондент: «Метод "зеленой ручки". Учитель подчеркивает то, что сделано правильно, вместо того, чтобы исправлять красным неверные ответы. Тогда ученик обращает внимание именно на то, что получилось и обучается в разы быстрее. Такого мнения придерживаются некоторые педагоги, утверждая, что отметки отбивают желание учиться».

Отметка – оценка, переведенная в цифру. В первом классе по закону ее не ставят. У детей необходимо сначала сформировать контрольно-оценочную самостоятельность. Волшебная линейка - так первоклашки 111-го лицея называют шкалу, где сами себе выставляют оценку. Пока по двум критериям - правильность и аккуратность.

Семен БОРОВИКОВ, ученик 1 класса лицея №111: «Если были недочеты, значит, средний. Если вообще плохо, значит самый худший. А если хорошо - самый верхний».

Анна СМАГИНА, заместитель директора по учебно-методической работе лицея №111: «Вообще ребятишки первого класса стараются оценивать себя достаточно объективно. Может быть они даже строже к себе, чем учитель или взрослый человек».

Свою оценку выполненной работе дает и учитель. Пока используют наклейки "молодец, отлично, ты можешь лучше". А уже во втором классе все школы переходят на стандартную балльную систему. Российская академия образования провела опрос среди учеников 2-4 классов. Оказалось, что 82% совсем не против отметок, не хотели бы их получать, особенно двойки - 15 %, 3% учащихся не смогли дать ответ.

Арсений ВОЛЫНКИН, ученик 2 класса гимназии №62: «Мы себя оценивали, если накосячили, то отметки за это не ставили, тройки, двойки».

Валерия КУРТУКОВА, ученица 2 класса гимназии №62: «Когда сам себя оцениваешь, ты не знаешь, как это видят другие и понимают».

Алена БУЛЛЕР и Иван ПОТАПОВ, ученики 4 класса гимназии №62: «Родители считают, что лучше, когда учитель ставит отметки. Ведь ты можешь сам себе, даже если у тебя плохая работа, проставить все пятерки. Когда себя оцениваешь, можешь завысить или занизить, а учитель оценивает по каким-то критериям».

Несколько лет назад 62 гимназия проводила эксперимент - первые 4 года дети вообще не получали отметок. Вместо привычных баллов за четверть в дневниках - оценочные листы, где прописывали умения, которыми необходимо овладеть, затем каждое отдельно оценивали. Сложнее всего пришлось родителям, для которых понятнее отметки: двойка- плохо, четверка - хорошо. Нелегко потом пришлось и самим ребятам.

Надежда ОЛЕНИНА, учитель начальных классов гимназии №62: «Когда они перешли в пятый класс, у некоторых был стресс из-за того, что они перешли в оценочную систему, но им помогло то, что они умели оценивать сами себя, и они стали требовать от учителей 5 классов сообщать им, по каким критериям ставится отметка».

По мнению новокузнецких педагогов, вводить отметки можно со второго класса, но обязательно с расшифровкой, критериями и самооценкой. Чтобы все участники образовательного процесса понимали, чему нужно уделить внимания. Тогда и отметка станет стимулом для достижения большего.

 

Опрос Российской академии образования среди учеников 2-4 классов

            Нужны ли отметки в школе?

                        "ЗА" - 82%

"НЕ хотели бы их получать (особенно двойки) - 15 %

"не смогли дать ответ" - 3%


Возврат к списку