22.07.2014

Два села против разреза

Быть угольному разрезу или двум селам, простым домам и сельскохозяйственным угодьям? Жителей Костенково и Березово пригласили на сход в сельсовет. На повестке дня вопрос о внесении изменений в правила землепользования и застройки. Всего в одну главу. Но люди увидели в документах, что без их ведома часть земель сельхозназначения якобы перевели в промышленную зону. А это значит, что совсем рядом с частными домами может быть вырыт угольный котлован. Со стороны Прокопьевска к ним уже подбирается разрез Березовский-Южный.

Сход в сельсовете Костенково получился немноголюдным. Жители рассказывают: объявление о публичных слушаниях висело только в Бунгуре – сейчас это село центральное. Люди уверены – это сделали специально, чтобы меньше пришло народа, а значит, потом было проще оформить документы. Официальный вопрос для обсуждения - изменения в правила землепользования и застройки. Администрация уверяет – это чтобы было проще оформлять паспорта на дома и земли. Однако совершенно случайно в документах люди увидели – без их ведома часть земель сельхозназначения якобы перевели в промышленную зону.

- Каким образом получилось,  что земли сельскохозяйственного назначения стали промышленными? – Я вам еще раз повторяю, что я не готов ответить на ваш вопрос, он не относится к тематике нашего сегодняшнего схода».

А люди уверены – это главный вопрос, от которого напрямую зависит – будет ли дальше жизнь в Костенково и Березово. Один разрез по дороге в эти села уже копает уголь, второй - «Березовский Южный» подбирается. Со второго этажа одного из домов хорошо виден лунный ландшафт – примерно в трех-четырех километрах работает экскаватор, и ходят БЕЛАЗы. К другому огороду разрез еще ближе. И это при том, что со стороны Прокопьевского района начали разрабатывать пока только первую очередь.

Людмила ЕШМЕТЬЕВА, житель с.Берёзово: «Там, где сейчас деревья, чуть-чуть ближе к нам, это закончится первая очередь, которая на ближайшие 5 лет. И мы должны слушать эти взрывы. Сейчас тишина, а вообще ночью было спать невозможно, когда начались эти работы на этом участке, на новом, потому что это был такой гул. Ну, знаете, пыточный. То есть вот там где дорога, это уже разрез? – Да, это разрез уже будет».

Эти фотографии люди сделали как раз после очередного взрыва. Облако пыли накрывает огороды, которые пока еще высаживают. Пока - потому что поливать их становится нечем. И это тоже жители связывают с наступлением угольных котлованов.

Галина МИРОШНИК, житель с.Берёзово: «Уходит вода, еще в прошлом году у нас не было проблем, мы сделали водопровод, построили дом, сделали водопровод. В этом году вода течет по струечке просто-напросто».

От взрывной волны, которая идет по земле, уже страдают дома. Трещины в кафеле, в стенах, начали разваливаться фундаменты. Еще весной в этом доме трещины замазывали, но новые появляются едва ли не каждый день.

Антонина Ивановна КОЛДАЕВА, житель с.Берёзово: «Может, у кого дома крепкие, а наша избушка на курьих ножках, её вообще качает. Вон, пожалуйста, вон трещина, вон трещина, вон, угол весь. Пойдемте, я вам печку покажу, так вы вообще хохотать будете. Вот это всё, наискосяк печка развалилась вот здесь. Вот, видите, она вот так вот покосилась, я больше недели здесь латала печку.  - Это только два последних когда? – Да. Ни разу, ни разу не вело. Понимаете? Ну, разве это не беда от этих карьеров?».

Это вопрос люди задают не только нам,  друг другу,  но и своим чиновникам. Возвращаясь к сходу: представитель администрации уверяет: всё еще в стадии обсуждения. Земли никто под разрез не отдавал.

Павел КОНЯЕВ, заместитель Главы Загорской сельской территории: «Эти земли не отданы, деятельность не ведется. На территории новокузнецкого района вблизи села Березово деятельность предприятием не ведется. Я Вам заявляю прямо – предприятие ООО «Разрез «Березовский» не ведет никакую деятельность на территории Новокузнецкого муниципального района и никаким образом не будет в ближайшее время вестись. Предприятием не получена техническая документация на проведение разведывательных работ, взрывных работ и тем более, добыча угля. Пока все находится в стадии планирования, проектирования и получения разрешительной документации».

Наталья ГОРБУЛЬ, корреспондент: «Этот разрез на территории Новокузнецкого района появился примерно лет 5 назад. И тогда же у безмятежных жителей Костенково и Березово начались проблемы. Люди стали жаловаться: портится не только ландшафт, страдает природа, но самое главное – волной и пылью  от взрывов накрывает Костенково и Березово. Но если этот разрез работает на территории Новокузнецкого района, то тот, о котором говорят жители, пока начали рыть со стороны Прокопьевского. Вот и получается, что Костенково и Березово взяли в своеобразное угольное кольцо».

И где искать правды, жители не знают. Кому-то взамен молчания обещают машину угля, другим ремонтируют забор. Но интересный факт: в резюме одной из организаций, которое выдали на проект  разработки разреза «Березовский Южный» говорится – цитируем: «при полной отработке данного участка в санитарно-защитную зону попадает часть села Березово». Но раз жители против, то пока роют только первую очередь – как раз ту, что хорошо видно и слышно из огородов наших героев. А между тем, разрешительные документы на разработку Березовского угольного месторождения  находятся на рассмотрении в Москве. Это там, за несколько тысяч километров от Костенково и Березово решат – быть одному угольному разрезу или двум селам. Если только Администрация Кемеровской области не встанет на защиту простых жителей.

Мы попытались связаться с руководителями ООО «Разрез Березовский», чтобы услышать их видение ситуации. Но телефоны молчали. Наша телекомпания готова предоставить эфирное время, чтобы вторая сторона конфликта высказала свою точку зрения – чем может грозить жителям села Берёзово разработка по соседству очередного угольного месторождения.


Возврат к списку