30.11.2017

День рождения первого сибирского трамвая

30 ноября 1933 года по улицам и проспектам Сталинска проехал сибирский трамвай. Наш город стал первым за Уралом, где начал работу горэлектротранспорт. Как это было, и что изменилось с тех пор, в сюжете Надежды Перлагашевой.

Чешский Татра, советский КТМ-1 и 2. Эти марки трамваев помнят разве что только настоящие корифеи транспортного дела. Первый в Новокузнецке, а тогда в Сталинске, трамвай серии «Х» прошёл по городскому маршруту ДОЗ – Завод – Вокзал ровно 84 года назад. Все маршруты тогда, в 30-х составлялись таким образом, чтобы привозить и отвозить, прежде всего, работников строящегося и набирающего промышленные обороты Кузнецкого металлургического комбината. В этом была его главная задача.

Николай ГАВРИЛОВ, директор Трамвайно-троллейбусного предприятия г. Новокузнецка: «Первый за Уралом. От Урала до Дальнего востока это первый трамвай, который в России пошёл в городе Новокузнецке. Вот уже 84 года он исправно и плавно работает. Почему? Потому что это экологически чистый и безопасный транспорт».

Это сейчас трамвай – скорее пережиток прошлого, а не будущее. А тогда, чтобы связать заводскую площадку с частным сектором, потребовалось внушительное строительство мостов и трамвайных путей. К слову, их протяжённость в 34-ом составляла всего 19 км. Сейчас 100. Количество вагонов достигало 36. Сейчас же по Новокузнецку перевозку осуществляют 100 трамваев. А вот что снизилось, так это пассажиропоток.

Алексей СОРОКИН, старший научный сотрудник Новокузнецкого краеведческого музея: «Уже с первых дней он перевозил до 10 тысяч человек ежедневно. Начало движения было в 5 часов утра от остановочной станции у кинотеатра "Коммунар" и заканчивалось в половине первого ночи на конечных пунктах».

Трамвай серии «Х» прозвали «первенцем» Сибири. Он был изготовлен в большей степени не из металла и пластика, а скорее из дерева. Чуть позже появились КТМ и двухвагонный чешский «Татра». Водитель управлял им при помощи педалей.

Елена ФЕДУЛОВА, водитель-наставник Трамвайно-троллейбусного предприятия г. Новокузнецка: «Управление-то у них разное, у "Татры" были педали, как на автомобиле, а здесь у нас контролер реверс, мы, в общем-то, руками работаем. Сейчас новые модели удобные, и для водителя удобные, и пассажирам уютнее, теплее».

В следующем году, когда Новокузнецк отметит свой 400-ый День рождения, городскому трамваю тоже будет что отпраздновать – 85-летие. И в юбилейный год, возможно, по улицам Новокузнецка пройдёт уже первый скоростной трамвай.


Возврат к списку