25.10.2012

История вопреки грифу «секретно»

Ветераны афганской войны помогли отыскать ветеранов подводной службы, чтобы восстановить историческую справедливость, память и имя человека. 42 года назад в истории советского флота случилась трагедия на атомной подводной лодке. Ни тогда, ни сейчас о ЧП на К-8 не говорили. Практически каждый второй член экипажа тогда погиб. Среди них был и уроженец Киселевска. Сегодня в город привезли капсулу с водой с того места, где до сих пор покоится атомная подлодка и моряки. История вопреки грифу «секретно»- в нашем материале.

Он всю жизнь отдал земле: шахта, где трудился, сначала горела, потом её затапливали. Сын — второй из 6-ти детей повторил судьбу отца, но уже в другой профессии. Константин Фрешер, 20-ти лет отроду пошел служить на советский флот, который развивался стремительно.

Густав Эдуардович ФРЕШЕР, отец Константина Фрешера: «Он стремился к этому. Если он бы не хотел, он бы не попал. Это точно говорю. Он сам занимался гирями, всё накачать. Он всегда говорил: он любил, моряков любил».

Да ни куда-нибудь, а пошел служить на атомную подводную лодку. К-8 — третья АПЛ, которую только начал выпускать Советский Союз. Как оказалось, на вечное плавание. 42 года назад, 8-го апреля 1970-го, когда Константину Фрешеру еще не исполнился 21 год, у берегов Испании случилась трагедия, о которой СССР молчал, а иностранным СМИ знать и вовсе о таком ЧП не полагалось.

История дальше в нескольких словах: лодка всплыла, в последний момент реактор заглушили. Те, кто был в реакторном отсеке, сгорели заживо — нарушена была герметичность, поэтому ради спасения других оттуда даже не пытались выбраться. Остальные больше 100 человек пытались спастись — в условиях пожара, на обесточенной лодке без хода, без связи. Именно поэтому о трагедии и ее масштабах командование советского флота не знало. Только через два дня первых, кому удалось выбраться из атомного пекла, взяло на борт болгарское судно, случайно оказавшееся рядом. Часть экипажа продолжала спасать К-8. Оставляли добровольцев, но выбирали холостых и бездетных. Наш земляк из Киселевска Константин Фрешер подходил по всем параметрам, да еще не мог он по долгу чести покинуть свой морской дом. С ними первенец советского атомохода и ушел ко дну. А в это время узнавшая о ЧП Москва решала — как спасать — не экипаж, лодку. В обстановке строжайшей секретности.

Наталья ГОРБУЛЬ, корреспондент: «Все, что связано с К-8 до сих пор под грифом «секретно». Семьи погибших моряков-подводников до сих пор не получили официальные свидетельства о смерти, а только вот такие извещения, в которых написано: «Похоронен с отданием воинских почестей 12-го апреля 1970-го года в море. Посмертно моряков наградили, но тоже в строжайшей секретности. Государственный Архив РФ, списки награжденных Орденом Красной Звезды и Медалью Ушакова. Но только специалист поймет: если матроса наградили Орденом Красной звезды, значит он погиб. В списках перемешали ради секретности мертвых и живых. И последнее: единственное упоминание о трагедии на К-8 было даже не в советских СМИ, а уже в Российских. Новейшая история, год 2000, документальный фильм «Секретный монумент», канал НТВ, да и то найти его можно только в интернете».

С трудом семья Константина нашла в Санкт-Петербурге общественную организацию ветеранов-подводников. Помогли кузбасские ветераны — но уже войны в Афганистане. И вот сегодня вместе с иконой «Спасающая на море» делегация прибыла в Киселевск.

Марина РУСИНА, представитель общества ветеранов-подводников 7-ой дивизии Краснознаменного Северного флота (г. Санкт-Петербург): «Привезли также капсулу с водой, капсула запечатана, взята с места гибели лодки. Конечно, не со дна, потому что до дна 4650 метра, лежит она на глубине в водах Бискайского залива в Атлантике. И это остается фактом. Но если мы уходим все в землю, то моряки растворяются в воде. Поэтому вода эта является еще и моментом, когда можно будет потом придти к могиле, поклониться, потому что самое ужасное, что нет могилы».

К-8 утопила жизни 52 моряков-подводников. Через 20 лет ровно трагедия с К-8 в точности повторилась с атомной подлодкой «Комсомолец». Потом был «Курск». Именно эта авария всколыхнула уже историю первой трагедии в истории атомного Флота страны с К-8. И теперь ветераны-подводники по стране разыскивают семьи тех погибших моряков. Вот доехали до Киселевска, говорят самого дальнего члена экипажа - сибиряка.


Возврат к списку