Предложения об обмене или покупке он даже не рассматривает, наоборот – сам ищет старые советские машины по всей стране и даже по интернету. Необычный музей автомобильной техники под открытым небом собрал новокузнечанин. Для нашей съёмочной группы он устроил экскурсию. В этом музее экспонаты руками трогать было можно.
Машина на машине – конечно в переносном смысле, но даже если появится еще одна, ей найдут место. Здесь наоборот, очень трепетно относятся к истории. В этом необычном музее каждый экспонат уникален – нет ни одного повторяющегося. Только похожие, которые различит взгляд профессионала.
Наталья ГОРБУЛЬ, корреспондент: «Такой вот музей автотехники спрятан от глаз посторонних в Дальнем Куйбышево. Советские автомобили здесь буквально повсюду – более 70 единиц самой разной техники. Здесь и автомобиль, и мотоциклы, и машины, и даже спецтехника. Самому молодому автомобилю в этом музее 33 года, самому старому – 63. Уникальные, раритетные машины, у каждой – своя история».
Какую-то технику покупали сами, меняли, другую привозили друзья и знакомые, вытаскивали с авторазборов, с металлобаз, даже интернет помогал найти необычные авто времен еще советского союза. Как и положено в музее, самые раритетные экспонаты – в хранилище под замком.
- «С этой машины Москвич 401-ый у нас когда-то всё началось».
Москвич-401-ый, 1951 год выпуска, по словам специалистов – модель один в один Опель кадета. Родной цвет кузова – синий, да и крыша была. Наши ребята её перекрасили, сделали кабриолетом. Поставили задние фонари, которых в родном кузове не было в принципе – повороты в те времена показывали рукой. В свое время этот Москвич обменяли на запчасти – так в хозяйстве Евгения появилась первая раритетная машина.
– «Чего-то ту ни ногам, ни рукам, ни коленям места нет. – Так это модель 401-го Москвича, как вы хотели? – Его поставили на большие колеса от какой-то сельскохозяйственной техники, двигатель не совсем родной, но от той еще эпохи, 403-го, вернее, 407-го Москвича».
Именно эта машина и вдохновила Евгения на создание необычного музея. Идем с экскурсией дальше. Нас интригуют следующим экспонатом, который тоже – в запасниках.
- «Можно сказать, это лучшая модель у нас в Кузбассе. Есть автомобиль, он не восстановленный, а полностью сохраненный».
Изумлению нет предела. Еще один Москвич, но какой! Этой модели 51 год. И всего – внимание - 22 тысячи километров пробега. В подтверждении бережного отношения – нам показывают заводскую этикетку и шильду, которые и спустя полвека сохранились.
- «Год выпуска 1963. И это всё сохранилось, как есть…. – Да, можно сказать 100-процентная сохранность. Тут всё родное, абсолютно всё, всё-всё-всё. А чистенькое всё, это очищали? – Да нет, так и было. Сюда-то пыль не садится, а грязи там неоткуда браться. – Вот она осталась этикетка, посмотрите: «Автомобиль покрашен такой-то краской такой-то автомобиль».
Здесь родное лакокрасочное покрытие – это особая гордость. Смахнули пыль и цвет как новый, её даже моют редко, чтобы лишний раз не повредить. Синий салон и даже зеркало заднего вида внутри – все в тон кузова. Когда ламповое радио хорошо прогреется, можно поймать радио «Маяк».
Все равно, что вернуться в советские годы. Машину приобрели у ветерана-железнодорожника, который и сам мало на ней ездил, берёг и даже сыну не давал ключи. Здесь родная резина на колесах, и даже запуску ни разу не использовали. Но она на ходу. Из гаража мы выезжать не стали, но двигатель завели.
А теперь её восстанавливает сам Евгений и неравнодушные к этому делу друзья. Говорит, уже не раз обращались к руководству города с предложением сделать настоящий музей в центре, чтобы и детворе на радость и Новокузнецку для поводов гордиться. Но пока власть молчит. А ведь даже в этом музее есть автомобили, на которых как раз ездили сильные мира сего.
Евгений ФЕДОСОВ, президент клуба «Автоюниор»: «История умалчивает, но у нас есть Москвич 410-ый, это полноприводный вариант, версия. Это вот УАЗик или Нива, только у него проходимость лучше, чем у УАЗика, сейчас смотрели этот голубенький, только он высокий. Их реально в частные руки вообще не продавали, их директорам колхозов продавали, в свое время, когда они пришли, а потом уже раздавали, явно на нем когда-то ездил какой-то начальник, или за выдающиеся заслуги Герою СССР, не меньше, есть вот такой».
Каких здесь только машин нет. Но главное – есть желание эту советскую историю сохранить – в автомобилях. С таким вот госномером - еще той эпохи.