Эта связь многоточий и точек, с элементом излома. Это испытание судьбой, которое выпало в годы Великой Отечественной войны на хрупкие плечи женщин Сталинска. Рекорды без электроники и высоких технологий. Работа сверхнормы - 1000 процентов. Все потому, что возможности наших людей всегда были и есть выше обстоятельств, характер сильнее природы. Сколько весит Победа? Ответ в сюжете Яны Смирновой.
Яна СМИРНОВА, корреспондент: «101 тонна. Это вес взрослого кита. Столько весит 10 Камазов или 1 Белаз. Чуть больше масса самого большого в истории вертолета – МИ 12. Нагрузку в 100 тонн способен выдержать новый построенный мост. Как связан с этой цифрой город трудовой доблести, Новокузнецк? Все просто и сложно. Ставить рекорды в условиях «невозможно» - это наш способ жить. Новая серия. Шахтерский подвиг мужских побед женскими руками».
Сталинская кочегарка, так называли Кузбасс в 30-ые годы. Наш регион был вторым по добыче каменного угля после Донбасса. Когда фашистская Германия оккупировала территорию Донецкого угольного бассейна, перед нашей областью обозначили задачу четко – нарастить угледобычу. В нашем городе тогда работало несколько шахт: имени Орджоникидзе, Димитрова, Редаково-Северная, Байдаевская. У шахтеров не было брони, их десятками забирали на фронт. В забоях на место отца, мужа, брата встали женщины.
Фронту нужен был коксующийся уголь, это хлеб для промышленности и основное топливо при производстве стали и энергетики. Без него не сдвинется с места и транспорт. Так говорили…
В нашем городе законы физики и гравитации как будто не работали. Матрена Родионова с помощью лома на себе катила по выработке состав из 20 груженых вагонеток без лошадей и лебедок. Если что, то вес одной такой до тонны. Это все равно, что катить груженую фуру.
Петр ЛИЗОГУБ, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея по науке: «В воспоминаниях Матрены Григорьевны таким простым бесхитростным языком, у нее было такое начальное образование. Она говорила, что приходилось делать все. Причем она говорит «мой главный инструмент – топор, кайло. Лопата – это понятно, что при накидке угля». И говорит, даже если какая-то неисправность, елси даже напрямую не входило в мои обязанности, я не могла пройти мимо, потому что от каждого из нас, мы понимали, мы понимали, вот это самое важное, что это была пронизанная душа, сердце каждого, кто работал. Что от их труда зависит общий итог».
Добычу угля в Сталинске за годы войны увеличили почти в полтора раза, коксующихся углей – в 16 раз. Всего за годы войны Кузбасс дал 101 млн тонн черного золота. Кто сказал, что ставить рекорды, когда даже лебедок нет, не то, что электроники, невозможно? Вот вам еще одно доказательство – в газете Большевистская сталь в 1943 году опубликовали статью, как забойщик Иван Брезгин за 8-часовую смену выполнил 10 норм, то есть 1000 процентов, нарубив 160 вагонов угля.
Петр ЛИЗОГУБ, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея по науке: «На вопрос «А как вы достигли этого?». Он отвечал «Ну тут большого секрета нет, просто я экономлю каждую секунду раз, плюс у меня все организовано. Инструмент приготовлен. Я не теряю ни то, что ни минуты, ни секунды на рабочем месте».
То, что самые безумные мечты, производственные показатели и цели недостижимы – это неправда! Новокузнецк – город трудовой доблести, это звание просто так не дают, он доказал, мы сильнее обстоятельств. И да, «время и место каждого Подвига определяется Судьбой. Но если не придёт Герой, не будет и Подвига». Никто не обязан любить свою малую Родину. Нет такого долга. Есть свобода выбирать, и эту свободу можно и нужно открывать в себе снова и снова. Все потому что …
Есть такой город в России с географическими координатами, где тыл прочная броня, а воля – нержавеющий металл. Так было и так будет…