31.01.2017

Самый большой инструмент филармонии

Привередливый, но грандиозный. Для того, чтобы добиться максимально полного звучания органа требуется 60 процентов влажности воздуха и определенная температура +20-21. С самым большим и редким героем областной филармонии встретилась съемочная группа телекомпании ТВ Мост.

Анастасия КОРОТКИХ, корреспондент: «Его называют «королем музыки», в Кузбассе он и вовсе такой один. Билеты на концерты с его участием разлетаются, как горячие пирожки – орган в Кемеровской филармонии не просто музыкальный инструмент, а почти человек – со своей душой и историей».

Монтаж концертного органа завершили еще во времена Советского Союза, в 83 году. И вот клавишно-духовой красавец был готов. Самый большой в семье музыкальных инструментов, в Кузбассе он был собран руками мастеров знаменитой немецкой фирмы «Зауэр». А последние 7 лет бок о бок c ним находятся люди с незаменимыми навыками. Их профессия звучит почти магически - «хранители органа». У инструмента Кемеровской филармонии их два. Александр Яковлевич отмечает, что инструмент, как и подобает настоящему артисту, часто капризничает. Капитальную настройку инструмента, так называемую интонировку, может осуществлять только фирма-производитель. Рядовые неполадки устраняют как раз хранители инструмента. Поэтому перед каждой репетицией и концертом им приходится приложить немало усилий, чтобы орган встретил слушателей в идеальной форме.

Александр ЧАЩЕВОЙ, главный специалист по музыкальным инструментам Кемеровской государственной областной филармонии имени Б.Т. Штоколова: «С органом может случиться всё что угодно, и, как всегда, это закон –за час-два до концерта, что-нибудь загудит, были такие случаи. Мы делаем какие-то мелкие ремонты. Конечно, мастер, который будет обслуживать орган, надо чтобы прошел стажировку - это, во-первых. Во-вторых, он, конечно, должен быть музыкантом. И, конечно, руки должны растить оттуда, эта работа требует усидчивости, кропотливости, всё, чтобы было точно».

Чтобы стать хранителям органа, Александр Чащевой прошел огромный путь, стажировался в северной столице, а затем в Германии. Сам он тоже музыкант, закончил консерваторию по классу контрабаса. Кроме хранителя, еще один незаменимый спутник инструмента – это органист. Учебный путь музыканта можно сравнить с получением медицинского образования. Елена Шевченко сначала закончила Кемеровское музыкальное училище, потом Петербургскую консерваторию по классу фортепиано, параллельно изучая старинные инструменты, после чего уехала в Новосибирск и уже там профессионально училась игре на органе. Сейчас она – штатный органист Кемеровской областной филармонии.

Елена ШЕВЧЕНКО, штатный органист Кемеровской государственной областной филармонии имени Б.Т. Штоколова: «Магия органа, я думаю, в том, что этот с виду огромный инструмент, он на самом деле, в чем-то, может быть, даже очень-очень хрупкий, нуждается в правильных условиях содержания, в надлежащем обращении с ним. И этот инструмент может издавать как грандиозные звуки вселенского масштаба, и в тоже время он может звучать очень нежно».

Музыкант признается: на разучивании партии может уйти от одного дня до месяца или целого года. И в этом нет ничего удивительного. В устройстве органа сотни деталей работают, как единый механизм.

Анастасия КОРОТКИХ, корреспондент: «2000 труб, длина которых варьируется от 20 см до 6 метров. Пожалуй, всю глубину и мощность звучания этого музыкального инструмента можно почувствовать, находясь только здесь, в органном зале. 2 мануала, они же клавиатуры, 27 регистров и еще одна уникальная деталь этого инструмента – педальная клавиатура, на ней играют ногами».

Через год он отпразднует свой мини-юбилей – 35 лет. По меркам органа – жизнь только начинается. А значит впереди еще огромное количество концертов, аплодисментов и встреч со зрителем, ведь работает он ради них.


Возврат к списку