20.04.2023

Цветозвуки Кандинского в НХМ

Юрист по профессии, романтик по зову сердца. Василий Кандинский вошел в мир искусства и изменил его. Создал и теоретически обосновал абстрактное творчество. В Новокузнецком художественном музее открылась выставка оригиналов печатной графики. Автор был убежден, у каждого цвета есть своя мелодия. Цветозвуки на экспозиции слушала Яна Смирнова.

Яна СМИРНОВА, корреспондент: «Василий Кандинский окончил юридический факультет и по меркам искусства, поздно пришел в творчество — в 30 лет. Но это не помешало ему стать всемирно известным художником. О его работах говорят «здесь цвет звучит». Кандинский писал картины, вкладывая свои мысли и эмоции, вызывая тем самым порой совершенно противоположные чувства у других. В этом и парадокс художника и его звучащей ксилографии и абстракции».

Может научный склад ума, Кандинский увлекался римским правом, или талант, дарованный свыше, помогли Василию Васильевичу видеть больше. Придя в искусство, он стал искать новые способы выражения. И нашел. Основоположник абстракционизма, он получил признание еще при жизни. Не каждому художнику так повезло. Слушая себя, он создавал симфонию цвета, чувств и линий.

Евгения ПОПОВА, заведующая выставочным отделом Новокузнецкого художественного музея: «Понимая, что человек в глубине души очень похож на другого человека, он думал, что этот язык универсальный. Он внутри каждого из нас и глядя внимательно на его произведения люди будут чувствовать то, что чувствовал сам художник».

Чтобы понять искусство Кандинского, слов «просто» или «сложно» не хватит. Слишком узко. Автор мыслил шире. Творчество Кандинского — это взгляд  вглубь души зрителя. Его картины не про образы, навеянные природой. Они про внутренние изменения, которые непременно будут.

Евгения ПОПОВА, заведующая выставочным отделом Новокузнецкого художественного музея: «Во-первых, оно вас удивит и это уже хорошо. Потому что то, что нас не удивляет, мы проходим мимо, даже не останавливаешься. А тут ты удивляешься и думаешь, почему. Почему этот художник всю свою жизнь занимался этим искусством. Он положил на это жизнь и написал несколько теоретических работ».

Гравюра «Гомон» - только на первый поверхностный взгляд с историческим подтекстом. А по правде пропитана насквозь личными переживаниями автора. На полотне близкий друг детства Кандинского, он умер внезапно. Гравюра как вселенная художника, где две параллельные времени не пересеклись. Юность и дружба, автор и его «сердце однозвучащее», воспоминания, на которые как бы со стороны смотрит уже взрослый Кандинский.

Выставка «Цветозвуки», где оригиналы печатной графики, начало сотрудничества НХМ и PS Gallery из Санкт-Петербурга. Организаторы «болеют» за свое детище. И это чувствуется. Кроме работ, на экспозиции представлены экспликации, то есть отдельные элементы работ Кандинского, которые найдет в картинах автора только внимательный зритель. И возможно в его душе тоже зазвучит та мелодия, которую когда-то услышал автор и «записал» через цвет, формы и линии.


Возврат к списку