11.04.2018

Праздничный и скорбный день

11-го апреля бывшие узники фашистских концлагерей отмечают освобождение. В Новокузнецке сейчас живут 88 человек, которые выжили, побывав в застенках. Это сейчас их головы убелены сединой, а тогда многим из них не исполнилось и 5 лет.

На лицах улыбки, тяжесть на душе. Бывшие узники фашистских концлагерей собрались на традиционный митинг, чтобы возложить цветы к вечному огню и вспомнить тех, кто не увидел свободы. В начале сороковых годов многие из них были детьми, поэтому об ужасах жизни в застенках знают по рассказам родителей. Но от того воспоминания эти не менее ценны. Чтобы поколения без войны знали, чем может обернуться нацизм.

Светлана Михайловна ШАЛАБАЙ: «Мне не было года, а в животе у матери была еще младшая сестренка, Элеонора, моя младшая сестра, родилась в ноябре 41-го, в этом концлагере Димитравус. Конечно, мы там умирали, каждый день дети умирали, еда из брюквы, гнилой, и часто в этой чашке плавали опарыши. Мама ложкой эти опарыши уберет и нас кормила, я умирала 2 раза, могилу рыли, кровавый понос, дизентерия, но я выжила и сестренка выжила, значит так было угодно всевышнему».

Выжил 1 из 10. Страшная статистика, за которой человеческие мучения и боль. Да и процесс освобождения легким не назовешь. Однако для бывших узников концлагерей 11 апреля – все же праздничная дата.

Михаил Михайлович ЛОБАНОВ: «Апрель 45-го года, рано утром приготовились мы на работу, все работали, кто кушал, тот должен работать. И заходит 8 солдат, на пилотке звездочка, на автомате ППШ – звездочка, и закричали взрослые, наши пришли, мы ринулись, стоять, стрелять будем, а это полковая разведка, но нашли общий язык».

Сейчас в Новокузнецке живут 88 бывших малолетних узников концлагерей. Перенеся все ужасы заточения, после освобождения они стремились сделать жизнь лучше. Работали и строили семьи, чтобы сейчас с гордостью восклицать

Михаил Михайлович ЛОБАНОВ: «Я счастливый дедушка, у меня 3 внука, 1 внучка, 1 правнучка, и всем помогаю».


Возврат к списку