03.10.2022

«15 сестер - 15 республик». Литва

Гиперреализм в «моменте». Две ипостаси Клайпеды. И цельное восприятие лучшего наследия минувших эпох. Литовское искусство в Новокузнецком художественном музее в рамках проекта «15 сестер - 15 республик». Яна Смирнова подробнее.

Яна СМИРНОВА, корреспондент: «Леокадия Бельвертайте окончила художественную школу и 43 года проработала на художественно-промышленном комбинате. Создала более 60 скульптур. В каждой подчеркивала характер модели. Исключением не стала Девушка, которая поливает цветы в Новокузнецком художественном музее. В работе акцент на национальной самобытности, в литовском костюме все вообще не случайно: стежок и узор расскажут, из какой главная героиня области, замужняя она или нет. Скульптура как рассказ».

Литва в НХМ представлена, кажется во всем великолепии страны, которой есть чем гордиться по части искусства. Игорь Пекур и его «Момент борьбы». На расстоянии образность и посыл сюжета прямолинейно сообщает, сейчас вершится история. Но автору показалось и этого мало, он заставляет напрягать зрение на сто с лишним процентов, говоря «мыслите шире», триумф – это то, что на поверхности, куда важнее то, что за ним: сила, труд, характер.

Евгения ПОПОВА, заведующая выставочным отделом Новокузнецкого художественного музея: «Удивительно она построена. Если мы смотрим на нижний передний план, то видим какую-то статику и покой. А верх – трибуны и они кричат. То есть вот одна из самых, на мой взгляд, кричащих работ на нашей выставке».

Триптих «В Клайпедском порту» как бы смягчает страсти предыдущей работы. Видас Пинкявичюс изобразил Клайпеду в двух ипостасях. Самый крупный порт Литвы и один из самых древних городов на его картинах только кажется простым пейзажем.

Евгения ПОПОВА, заведующая выставочным отделом Новокузнецкого художественного музея: «Каждое судно, каждая лодочка, каждый корабль на работе Пинкявичюса имеет свой характер, у каждого свои характерные бока, цвета, они перед нами, как будто бы живые существа».

Утонченно, с удивительной точностью и чистотой, музыкальностью линий поговорим о графике еще одного литовского автора. Винцентас Гибавичюс работал в техниках ксилографии. У него, что называется, на холсте цельное восприятие лучшего наследия минувших эпох: старинная архитектура, живописные панорамы Вильнюса в 7 эстампах, два из которых хранится в НХМ. Неудивительно, что именно его произведения были растиражированы на открытки в Литве и так узнаваемы.

Евгения ПОПОВА, заведующая выставочным отделом Новокузнецкого художественного музея: «Он создал особый орнамент, совместив на своем полотне архитектурные ансамбли этого города, пытаясь совместить их с реальными фотографиями, мы поняли, что это не фотография, это попытка показать все жемчужины Вильнюса в одном художественном произведении. Это своеобразный... Какое-то своеобразное плетение представлено у нас на выставке».


Возврат к списку