Две личности, одно место. Дороги жизни переплелись и соединились в Кузнецкой крепости. В музее-заповеднике открылась новая выставка по мотивам «Мертвого дома». Как связаны писатель Федор Достоевский и художник Леонид Ламм? Об этом расскажет Яна Смирнова.
Простота изображения земного ада, что хватает за горло и не отпускает. Так говорят о произведении «Записки из мертвого дома» Федора Достоевского. Писатель вернул интерес к необычному жанру. Увидев параллель между своей жизнью и жизнью писателя, художник Леонид Ламм показал по мотивам произведения свое видение.
Наталья ПАНЬШИНА, старший научный сотрудник выставочного отдела музея-заповедника «Кузнецкая крепость»: «Идея создать серию работ – это не столько книжные иллюстрации, сколько самостоятельные работы, родились у художника во время пребывания его в заключении. Дело в том, что он бунтарь такой по характеру, он предпринял попытку в 1973 году эмигрировать, но вместо того, чтобы отбыть за рубеж, его поместили в изоляцию, скажем так. И 3 года он пробыл в разных местах заключения».
Русская каторга, лагерная проза. Идея написать в таком ключе пришла к Достоевскому во время заключения в Омском остроге. Причем здесь Кузнецкая крепость? Тюремная тема имеет место быть и в истории учреждения.
Наталья ПАНЬШИНА, старший научный сотрудник выставочного отдела музея-заповедника «Кузнецкая крепость»: «У нас во второй половине 19 века находился кузнецкий тюремный замок. Вот эта тема, тюремная, она объединила и художника, и Достоевского, и часть экспонатов, которые были найдены во время раскопок на Крепости».
Предметы, найденные в фундаменте и руинах как свидетельство «здесь был тюремный замок». Они молчат, но слова Достоевского прозвучат за них: «И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости!».