29.06.2020

Искусство в годы войны

Словом можно убить и спасти. Песней дотронуться до сердца. А скульптурой увековечить имя героя. Искусство, которое видело войну. Песни, картины, книги, созданные в годы Великой Отечественной, бесценны. Отголоски фронтовых побед и поражений в фондах музеев и библиотек Новокузнецка в нашем сюжете.

Мелодия, которая родилась за несколько минут, а полюбилась русскому народу на долгие годы. Музыку написали к сцене фильма «Два бойца», еще не зная слов. Впервые Темную ночь услышали в 1943 году из уст Марка Бернеса.

Когда группа явилась на запись, звуковая студия оказалась закрыта. И все же, «Темную ночь» записали с первого дубля. Песня стала и молитвой, и колыбельной вот уже на протяжении 75-ти лет. Классика о Великой Отечественной так точно передает чувства безграничной благодарности родным и близким, которые верили, что солдат вернется.

Если песня жить помогала, то книга и война, говорят, - не совместимые понятия, но именно печатное слово стало таким необходимым в этот период. 170 миллионов книг в России было выпущено за годы войны. В библиотеке имени Гоголя более 400 таких изданий. Они вовсе не глянцевые, страницы давно пожелтели и стали хрупкими. В основном книги карманных размеров, чтобы можно было взять с собой на фронт. Есть и побольше. Ими особенно гордятся в Гоголевке. Например, книга Головина «Маскарад Лермонтова в театральных эскизах в 41 году», посвященная 100-летию писателя. 4000 иллюстраций на плотной бумаге. И вторая 43 года — о городе Ленинграде. Несмотря на блокаду, книгу отправили в печать.

Вита ЗАХАРОВА, ведущий библиотекарь отдела организации и хранения книжного фонда библиотеки им. Н.В. Гоголя: «Эта книга об архитектуре Ленинграда и посвящена 240-летию основания Петербурга. Огромными усилиями авторы, составители во время голода, холода создавали эту ценность. Причем в этой книге не рассказывается, как укрывали памятники, как маскировали от бомбардировок, артиллерийских обстрелов. Здесь рассказан исторический путь создания этого города с огромной любовью».

С таким же чувством художники успевали сражаться и делать фронтовые зарисовки. В новокузнецком художественном музее хранятся работы двух новокузнецких авторов, которые воевали на разных фронтах: западном и восточном. Яков Меламед и Иван Левченко прошли всю войну, и вернулись домой. Небольшие зарисовки все как один — это портреты. Их называют маленькой жемчужиной новокузнецкой коллекции. А это уже работа москвича. Игорь Грабарь - мастер натюрморта и пейзажа, был ярким представителем русского импрессионизма. Его картины до сих пор узнаваемы по особенному почерку. Есть в НХМ и одна необычная скульптура. Это работа Семена Пилипера, бюст Лени Голикова. Мальчика, который в годы войны стал разведчиком. На счету Лени 27 боевых операций, во время которых он уничтожил 78 вражеских солдат, подорвал 14 мостов и 9 автомобилей.

Ладислава АНДРЕЕВА, научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея: «Долгое время считалось, что его фотографий не сохранилось и поэтому практически все портретисты и скульпторы, все современные портреты сделаны с портрета его сестры. Хотя в последствии была найдена фотография Лени, но так или иначе фото из гранита сделано по лицу его сестры, а не по лицу Лени Голикова».

Песни, картины, скульптуры и книги — это искусство, которое видело войну. Каждый штрих и каждая строчка пропитаны горечью поражений и радостью побед. Художники напишут портреты Героев, а писатели скажут, «враг просчитался, напал не на рабов, а на свободных людей». Все это теперь отголоски прошлого. Где такие же, как мы, простые ребята, одержали Победу ради нас.


Возврат к списку