01.03.2024

Мастерская Ерофеева стала музеем

Его работы пропитаны космической пылью, а сам он явно был из космоса. Мастерскую автора даже трогать не стали, словно остановили время, когда художник был еще жив. Виктору Ерофееву в этом году исполнилось бы 70. Сюжет Яны Смирновой о человеке, который стал легендой в творческом мире и о его мастерской, которая навсегда останется такой, какой ее создал ОН.

«В каждом городе должна быть волшебная дверь в заколдованное место». Мастерская Виктора Ерофеева именно такая. Уже с первых шагов понимаешь, автор отличался от большинства. О нем даже сложно говорить в прошедшем времени. Путаешься случайно или намеренно. Слишком уход художника из жизни стал неожиданным.

Виктор КАЙГОРОДОВ, искусствовед: «И это такой художник-инженер, потому что он создает… создавал удивительные интересные такие конструкции».

Екатерина ЧЕПИС, председатель Новокузнецкого отделения Союза художников России: «Вообще Виктор Ерофеев уникальный художник для России и таких авторов немного. Я думаю, что даже в такой эстетике он один работает и сам он, и это пространство, которое он создал за годы, находясь здесь, я думаю, является уникальным, необычным и должно сохраниться в том виде, в котором он его создал».

Здесь ничего не изменилось и не изменится. Даже время, кажется, остановилось. Ирония судьбы, но конструкцию под названием «Новое время», автор не успел доделать. Пространство мастерской, которое всецело принадлежит ЕМУ — Виктору, который пришел сюда однажды, да так и остался на несколько десятков лет. Родился в Осинниках, прошел школу Сенежской студии. Откуда и вобрал в себя идеи, как сосуществовать с индустриальными решениями. Для него, кажется, не существовало жутких монолитов, он видел в холодном металле что-то живое.

Виктор КАЙГОРОДОВ, искусствовед: «И вот все, что мы видим в объектах Виктора Ерофеева, особенно металл. Он все это брал с копрового цеха КМК, туда был доступ свободный в 90-ые годы и мы можем увидеть детали от ракетных двигателей, которые вылетали, не вылетали в космос, от вертолетов, очень много интересных машин, индустриальных деталей и вот он все это собирал вместе и превращал в удивительные истории».

С ним и правда говорили звезды или он из космоса? Полиптих «Эволюция металла» на втором этаже встречает взглядом, полным нежности и тепла. Разве такое возможно? Это же сплав — холодный и отчужденный, почему тогда у него он такой другой?

Как человек тонко чувствующий, Виктор Ерофеев четко знал, предметы в комнате должны общаться друг с другом по-особенному. И, кажется, в его мастерской нет ни одной лишней детали. Пространство как автопортрет художника для тех, кто знал его хорошо и кто не успел узнать.

Виктор КАЙГОРОДОВ, искусствовед: «Характер … у нас многие художники с ним очень хорошо дружили, прям близко-близко. Вообще, он был такой замкнутый человек все-таки. Вот у него есть свое пространство, в нем существовал, жил, работал. Не очень любил гостей, так чисто своими компаниями собирались».

Екатерина ЧЕПИС, председатель Новокузнецкого отделения Союза художников России: «Я с ним знакома была несколько лет, я часто бывала у него в гостях, он конечно такой человек замкнутый, может быть даже закрытый и кажется таким холодным, колючим, но это не так. Он очень добрый, такой чувствительный, чувствующий человек и вот как-то посчастливилось мне войти в круг друзей, приятелей, с кем он был готов общаться в своей мастерской».

Мастерская Ерофеева стала музеем. Сюда приводят небольшие группы на экскурсии. И проводят музыкальные вечера. И хотя хозяин мастерской не любил большие, шумные компании, будьте спокойны, Виктор Алексеевич, они постараются быть потише.

«В каждом городе должна быть волшебная дверь в заколдованное место. В нашем - жил волшебник, который ушел, но этот ген искусства остался с нами.


Возврат к списку