11.07.2024

Ночь в музее имени Бардина

Индустриализация, которая изменила наш край. Грандиозные планы, которые остались только на бумаге. Крушение судеб людей, которые любили свое дело, как собственную семью. И строительство как сотворение нового мира. 9-ая Ночь в музее имени Бардина представила неповторимое время индустриального наследия ЕВРАЗ ЗСМК «Сквозь стекло негатива».

- Вам не понять, вы другие, слишком современные, аккуратные, чистые. И пахнет от вас крепким кофе и дорогими духами.

95 лет Кузнецкстрою и 60 лет ЗСМК — эти две даты называют «неповторимое время», которое НАМ не повторить. 9 ночь в музее перенесла сотрудников ЕВРАЗ ЗСМК, жителей и гостей города всего на одну ночь, но зато какую, в начало индустриализации нашего края. Грандиозное строительство и такие же планы: ремонтный завод, Кузнецкий транспортно-металлургический комбинат, паровозостроительный — планы, которые так и остались на бумаге. Но в ночь в музее имени Бардина «Сквозь стекло негатива» оживает сотворение нового мира.

- Помните, каждый, кто пошел этой дорогой, уже никогда не станет прежним.

Наталья СТЕПАНОВА, директор музейно-выставочного центра КСЦМ ЕВРАЗа: «Это 60 лет Запсибу и, наверное, не каждый знает, что первый Кузнецкий завод проложил дорогу второму заводу. Эти два завода проложили дорогу Запсибу. Это надо знать. Почему мы должны знать прошлое? О том, какие проекты здесь пытались осуществить, что было не осуществлено, что мы, наверное, можем осуществить».

Они были словно люди нового поколения, открывали горизонты металлургии, смело шагая в океан, из которого мы зачерпнули лишь каплю. История огня и металла на фоне застройки города в виде театрализованного перфоманса, где слились воедино встреча и расставание, жесткость и благородство, мечты и сверх усилия. Где был чугун, а в нем любовь и накал страстей — такой же жаркий и испепеляющий, как сам металл.

- Мы поженились, когда мне было 22, а ей 17. Произошло это в городе Иркутске. Мы были оба  из семьи польских ссыльных, вывезены в Сибирь. Мы встретили друг друга на улице и влюбились.

Актеры блестяще перевоплотились в не выдуманных героев. Семья Даманских. Они прибыли в город, воспетый Владимиром Маяковским, где венчался Федор Достоевский, в 1934 году. И были так счастливы.

Николай Александрович Даманский - начальник службы тяги КМК. История его жизни напечатана черным по белому в архивных документах музея Бардина, там же словно молния, которая разделили судьбу на до и после, дата - 26 декабря 1937 года.

Горчичные записки, 600 граммов хлеба и суп один раз в день. Это было время, когда никто не разбирался: виновен или нет.

- Подрыв государственной промышленности в контрреволюционных целях, шпионаж с целью выявить информацию, являющейся государственной тайной, измена Родине. Подписывай!

Ночь в музее как философия законов вселенной: даже если чей-то микромир рушится, на уровне макро жизнь продолжает свой ход. Эту мысль наглядно подтверждает разговор Ивана Павловича Бардина в кабинете.

- Вот согласись со мной, что строить металлургический завод лучше поближе к углю, чем к руде, это показывает мировая практика.

Но есть проблема - огромную продукцию надо как-то вывозить. А мы не будем — ответил Бардин. Сама уйдет.

«Паровозостроительный, ремонтный завод, они-то весь металл и съедят. Иван Павлович!»

Ночь в музее бывает только раз в году и сотрудники музея имени Бардина решили продолжить знакомить с историей, но уже в другой локации — на главной аллее с историческим фонтаном на площади Побед, где вновь ожила история побед и рекордов.

- Бригада бетонщиков выполнила 429 замесов, побив мировой рекорд по замесу бетона. Норма выработки превысила 120%.

Обратная сторона мировых рекордов - предел человеческих возможностей, подрыв здоровья. Стоило ли оно того? Стоило. Чугун был, есть и будет! Воодушевленные с горящими глазами участники ночь в музее делились своими впечатлениями, которые однозначно вдохновили их на собственные свершения.

Юлия КИРПИЧЕНКО, руководитель направления «Корпоративные программы» ЕВРАЗа (г. Москва): «Меня, конечно, больше всего задело вот эта сцена, история семьи, которая неразрывно связана с заводом. Про бетонщиков было очень ярко, то есть другие эмоции совсем».

Александр РИКЕЛЬ, спикер: «Я понимал, что это было непростое время, но через призму вот этих эмоций, понимаешь, что оно было по сути героическое. Время вдохновения, время мечтаний, время крушений судеб и в тоже время — время строительства чего-то великого».

Это время не повторить, но мы можем создать что-то свое. Чтобы когда нас самих не станет, об этом времени будет напоминать наш след в истории.  


Возврат к списку