11.08.2014

«Подземный скороход» в краеведческом музее

За рекордную производительность его изобретение называли «подземный скороход», а имя Якова Гуменника навсегда вписано в историю угледобычи. Сегодня сотрудники Новокузнецкого краеведческого музея рассказали о нашем выдающемся изобретателе-самоучке и показали макет его легендарного проходческого комбайна.

Угольный крот или скоростная подземная машина именно так называли проходческий комбайн Гуменника сами шахтеры. В начале 1950-х годов его создание стало настоящей сенсацией, ведь он за сутки проходил месячную норму целой проходческой бригады, а его изобретатель Яков Яковлевич Гуменник — механик шахты «Байдаевская» создавал его в свободное от работы время, причем, даже не имея высшего технического образования.

Пётр ЛИЗОГУБ, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея: «Не случайно символ и шахтерского труда в определенной степени стал этот комбайн и самое главное надо всегда подчеркивать этот момент, что он — этот комбайн изобретен нашим новокузнечанином, создан в нашем Новокузнецке и в плане не только угледобычи, но и технической мысли наш Новокузнецк особенно в эти годы — в 50-60 годы оказал значительный вклад в техническое развитие во всей угольной промышленности».

В этом году исполняется ровно 60 лет со дня вступления в рабочий строй комбайна Гуменника. Так что, именно с 1954 года на шахты пришла эра техники, заменившая широко применявшийся ручной труд.

Пётр ЛИЗОГУБ, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея: «Когда Гуменник стал придумывать тот способ, который наиболее будет подходить для проходки угольных штреков, угольных стволов, он остановился на так называемой планетарной системе вращения. Специальные зубчики, которые вы можете видеть на шнеках, они вращались в разных плоскостях — и горизонтально, и вертикально. Причем, вот эти зубчики они врезаются в угольные пласты и действуют по принципу старого испытанного метода, когда уголь долбился кайлом, но вместо мускульной силы используется вся мощь машины».

Также комбайн отличался самоходностью, причем передвигался на гусеницах, а до этого все машины, которые использовались в шахтах, были стационарными. Еще одной его особенностью стала способность работать на крутопадающих угольных пластах.

Пётр ЛИЗОГУБ, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея: «В середине 50-х годов этой машиной были установлены рекорды, которых до этого не знала проходка не только у нас в Советском Союзе, но и в мире. И эти показатели, скоростные показатели этой проходческой машины они были превзойдены только с изобретением принципиально новых машин с использованием несколько иных принципов. Те рекорды, которые были заложены в середине 50-х годов они только к концу 60-х, в начале 70-х стали возможны».

Увидеть масштабную копию 1:24 этого проходческого комбайна и узнать историю легендарного изобретателя-самоучки новокузнечане и гости города могут в Новокузнецком краеведческом музее.


Возврат к списку