18.06.2020

Проект «Письма с фронта. Живой голос войны»

«Дорогая моя, милая дочурка и жена. Мама». Так начинается любое письмо солдата. Ни жалоб, ни страха, только тоска по дому и родным. Проект «Письма с фронта. Живой голос войны» представляет Новокузнецкий краеведческий музей. Читает письма коллектив Театра артиста.

- Из письма Героя Советского Союза Валентина Георгиевича КОЗЛОВА 14.07.1941 г.

"Война грянула, как снег на голову. 21-го числа мы, как обычно, под выходной день после полётов настраивались к дню отдыха, спать легли поздно, но только сомкнули свои очи, как загудела сирена тревоги. Как шакалы ринулись они на нас, но их встретил целый ливень огня стрелков-радистов. Несколько штук этих стервятников вспыхнули факелами, остальные отвалили моментально назад - трусливые черти…".

- Из писем Героя Советского Союза Порфирия Ивановича КИЛИНА 05.02.1945 г. (Германия)

«Привет с фронта! Мама, сейчас мы проходим по германской территории - до Берлина осталось 100 км. Мама, мы отомстим немцам здесь за всё: за сожжённые села и города, за расстрелянных ни в чём не повинных советских людей сполна».

Фронтовые письма солдат во время Великой Отечественной войны словно прикосновения словами на расстоянии. Нет ни жалоб, ни мольбы. Одна лишь храбрость. От чего стынет кровь, и вместе с тем душат слезы. Они сражались за Родину ценой своей жизни.

- из письма Героя Советского Союза Леонтия Асеевича ЧЕРЕМНОВА

(без даты; предположительно, октябрь 1941 г.)

"Моя служба незавидна, сами знаете, на каком положении. Стоим в полосе мин, но боёв не видел. А гром гремит день и ночь, но дождя пока не видим, но скоро должны увидеть… Стоим возле города Новгород. Немцы в городе, а мы на горе в кустах. Кушаем один раз в день, потому что днём нельзя".

Спустя четыре месяца после письма Леонтий Черемнов погиб. Он, Александр Красилов и Иван Герасименко, не сговариваясь, бросились на амбразуры фашистских дзотов. Мужчины, выполняя боевое задание, пожертвовали собой. Приняв на себя страшный удар, который предназначался всей группе разведчиков. Момент истины. Лицом к лицу со смертью. Но даже тогда, когда конец для них оказался ближе, чем к другим, они не сдались и пусть на мгновение, но заставили замолчать фашистские дзоты. Их подвиг поразил в самое сердце родных, у которых осталось письмо, где солдат надеется, что вернется.

- из письма Героя Советского Союза Леонтия Асеевича ЧЕРЕМНОВА

«Пока до свидания, я жив, здоров, того и вам желаю, Тася и детки. Пока, пока, всего хорошего [в] вашей жизни. Может, моя жизнь будет в будущем».

Эти и другие письма — страницы не выдуманной, реальной истории войны. Таких строк не встретишь в учебнике, но они появятся в сборнике. Проект Новокузнецкого краеведческого музея «Письма с фронта. Живой голос войны» стал победителем в областном конкурсе на консолидированный бюджет в номинации «Этот День Победы». Денежные средства в размере 70 тысяч рублей будут потрачены на издание сборника.

Петр ЛИЗОГУБ, заместитель директор по научной работе Новокузнецкого краеведческого музея: «Мы отобрали, как нам показалось, наиболее интересные письма. Которые передают, можно сказать, живой голос эпохи. Эти письма наполнены определенной конкретикой, как человек описывает определенную боевую обстановку, как проходили бои и с другой стороны очень важно, что в этих письмах прослеживается вот такая, очень мощная, патриотичная, причем не агитационная, а личная патриотическая составляющая - мысли, которые были у наших офицеров в то время на фронте».

Более ста страниц, 18 авторов писем. Пока в электронном варианте. Первый «голос войны» говорит о начале Великой Отечественной. Последняя страница сборника и шепчет, и кричит - это НАША ПОБЕДА!

- Из «Дневника» Евфалии Михайловны ЛАТЫШ

«На нашей теплушке, бросающийся в глаза плакат «С победой на родину!» …Подъезжая к Сталинску, многие девки разбушевались и заплакали от радости. Я неслась как на крыльях. Чтобы успеть на последний трамвай. Кое-как дотащилась до дому. Осторожно постучала в окно! Услышала мамин голос, и вся моя решимость оставила меня. Бросилась маме на шею, а слезы душат, и ничего не могу сказать. Не верится, неужели я дома».


Возврат к списку