29.08.2024

Уникальные орнаменты драмтеатра

Один из последних примеров классицизма в архитектуре Советского Союза. Художественное оформление Новокузнецкого драмтеатра стало «лебединой песней» для скульптора Александра Смолянинова. Он и его бригада на протяжении 5 лет создавали неповторимый образ здания, которое и по сей день остается архитектурным центром города. В честь 100-летия художника и скульптора в интерьерах, которые он создавал, состоялась встреча-воспоминание.

Из-под карандаша Светланы сначала несмело,  а потом все ярче выходят орнаменты гипсовых элементов в фойе драмтеатра. Юный художник пробует свои силы в графике, пытаясь повторить сложные элементы интерьера. Интересно, непросто, но точно с пользой для опыта.

Вместе со Светланой в разных уголках театра разместились ученики новокузнецких школ искусств, чтобы своими рисунками передать неповторимый архитектурный облик Новокузнецкой драмы. Такую же работу выполнять юные художники Прокопьевска и Кемерова, чтобы объединить зарисовки в передвижную выставку и в конце октября познакомить жителей Кузбасса с интерьерами трех учреждений культуры рамках регионального проекта «Театр в этюднике».

После работы над рисунками юные художники познакомились с автором гипсового великолепия. Его создал Александр Смолянинов. Скульптор и его бригада 5 лет трудились над оформлением интерьеров и экстерьера театра. Работали в то время, когда Хрущев уже подписал постановление об устранении излишеств в советской архитектуре. Поэтому свою работу в Новокузнецкой драме Александр Смолянинов считал «лебединой песней» классицизма. Но благодаря руководителям города того времени, которые скрывали от властей, что в Сибири в таком стиле оформляется театр, эта песня громко звучит и по сей день. Дочь Александра Федоровича вспомнила, как отца сутками дома не было, настолько он был увлечен созданием и компоновкой классических архитектурных элементов.

Каждый гипсовый слепок делали вручную. Работали на большой высоте. Трудились и летом и зимой, создавая временные тепляки на лесах. Мастеров трудности не пугали. Ведь творили и для души, в том числе, оставляя уникальное архитектурное наследие. Чего только стоят вот эти коринфские ордеры, самые сложные элементы, обрамляющие колонны театра снаружи.  

Благодаря Александру Смолянинову в Новокузнецке создан и сохранен один из последних примеров классицизме в Советской архитектуре. А встреча в честь 100-летия скульптора и художника приоткрыла завесу тайны о нем самом. Ведь в исторических хрониках информации об этом уникальном мастере не так много.


Возврат к списку