Он мог и не стать горожанином Сталинска, но все же решился связать свою судьбу с Сибирью. Автор герба Новокузнецка и Кемерово. И создатель монумента дружбы народов, Александр Выпов. Именно ему и его 100-летию со дня рождения посвящена большая выставка в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость».
Яна СМИРНОВА, корреспондент: «Цветок дружбы народов, он же каменный цветок, ромашка. Это работа Александра Ивановича Выпова. Монумент появился в честь 50-летия создания СССР. Тогда на суд жюри было представлено несколько проектов, и все они смотрелись, как говорят, очень тяжелыми. А вариант Выпова отличался. В итоге, первое место не дали никому, второе занял Александр Выпов».
На эскизах, которые занимают добрую половину стены на выставке, видна трансформация мыслей Выпова: от тяжеловесных конструкций к легкости, которую, как известно, в архитектуре очень сложно изобразить. В итоге памятник был признан серьезным монументом в российском зодчестве, а в Новокузнецке его называют чем-то вроде провидения.
Ольга ГАЛЫГИНА, искусствовед: «Представляете, не было улицы Кирова совсем. Был Дом быта, была уже построена гостиница и в чистом поле была поставлена вот эта скульптура, которая в дальнейшем обрастала домами и другими сооружениями, но изначально по генплану, который составляли специалисты Петербурга и он назывался в генплане, как место для встреч».
Александр Выпов попал в Сталинск по призыву партии из Питера. На этот счет на экспозиции есть свидетельство непростого решения с ноткой юмора. Вот так видели Выпова в Сибири его товарищи.
Александр ВЫПОВ, внук А.И. Выпова: «Он работал прорабом на стройке первого высотного дома в Питере. Он там один такой дом со шпилем красивый, похож на сталинские высотки в Москве. Он его строил. Когда закончил, его очень отговаривали ехать в Сибирь, предлагали квартиру в доме, но он поехал».
Ольга ГАЛЫГИНА, искусствовед: «Когда они приехали в Сталинск и вышли на привокзальной площади, увидели огромную кучу мусора, бетона, базу овощную. Кто-то даже зароптал «А что же мы здесь будем делать?». Это были в будущем очень известные и художники, и архитекторы».
Александр Иванович мыслил панорамно, это видно и по его снимкам и по живописи. Он чувствовал большими пространствами, но обожал и маленькие детали. Выпов автор герба Новокузнецка в 70-м, вот он из металла и документы о вводе в эксплуатацию. Этот вариант признали одним из 6 лучших гербов Советского Союза. Выпову же принадлежит и авторство герба Кемерова, который до сих пор функционирует. Большая выставка приурочена к 100-летию Выпова. Художник, архитектор, градостроитель. Он был человеком многогранным и неординарным, а еще очень требовательным. Из-за чего внук и тезка, прежде чем что-то сделать - думает, а что бы сказал дедушка, и этот принцип по жизни помогает ему во всем.
Ссылка на новость   
Скачать видео
26.06.2023
Выставка в честь Александра Выпова
Он мог и не стать горожанином Сталинска, но все же решился связать свою судьбу с Сибирью. Автор герба Новокузнецка и Кемерово. И создатель монумента дружбы народов, Александр Выпов. Именно ему и его 100-летию со дня рождения посвящена большая выставка в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость».
Яна СМИРНОВА, корреспондент: «Цветок дружбы народов, он же каменный цветок, ромашка. Это работа Александра Ивановича Выпова. Монумент появился в честь 50-летия создания СССР. Тогда на суд жюри было представлено несколько проектов, и все они смотрелись, как говорят, очень тяжелыми. А вариант Выпова отличался. В итоге, первое место не дали никому, второе занял Александр Выпов».
На эскизах, которые занимают добрую половину стены на выставке, видна трансформация мыслей Выпова: от тяжеловесных конструкций к легкости, которую, как известно, в архитектуре очень сложно изобразить. В итоге памятник был признан серьезным монументом в российском зодчестве, а в Новокузнецке его называют чем-то вроде провидения.
Ольга ГАЛЫГИНА, искусствовед: «Представляете, не было улицы Кирова совсем. Был Дом быта, была уже построена гостиница и в чистом поле была поставлена вот эта скульптура, которая в дальнейшем обрастала домами и другими сооружениями, но изначально по генплану, который составляли специалисты Петербурга и он назывался в генплане, как место для встреч».
Александр Выпов попал в Сталинск по призыву партии из Питера. На этот счет на экспозиции есть свидетельство непростого решения с ноткой юмора. Вот так видели Выпова в Сибири его товарищи.
Александр ВЫПОВ, внук А.И. Выпова: «Он работал прорабом на стройке первого высотного дома в Питере. Он там один такой дом со шпилем красивый, похож на сталинские высотки в Москве. Он его строил. Когда закончил, его очень отговаривали ехать в Сибирь, предлагали квартиру в доме, но он поехал».
Ольга ГАЛЫГИНА, искусствовед: «Когда они приехали в Сталинск и вышли на привокзальной площади, увидели огромную кучу мусора, бетона, базу овощную. Кто-то даже зароптал «А что же мы здесь будем делать?». Это были в будущем очень известные и художники, и архитекторы».
Александр Иванович мыслил панорамно, это видно и по его снимкам и по живописи. Он чувствовал большими пространствами, но обожал и маленькие детали. Выпов автор герба Новокузнецка в 70-м, вот он из металла и документы о вводе в эксплуатацию. Этот вариант признали одним из 6 лучших гербов Советского Союза. Выпову же принадлежит и авторство герба Кемерова, который до сих пор функционирует. Большая выставка приурочена к 100-летию Выпова. Художник, архитектор, градостроитель. Он был человеком многогранным и неординарным, а еще очень требовательным. Из-за чего внук и тезка, прежде чем что-то сделать - думает, а что бы сказал дедушка, и этот принцип по жизни помогает ему во всем.