Сегодня свой профессиональный праздник отмечают люди, без работы которых в небо не поднимется ни оно воздушное судно. 53 года назад в Амстердаме была создана Международная федерация авиадиспетчеров. О том, как работают люди, контролирующие воздушное пространство - смотрите далее.
На плечах авиационных диспетчеров безопасность полетов. Основное рабочее место - командно-диспетчерский пункт. "Вышка", как ее называют сотрудники аэропорта. Мониторы, компьютеры, рации. Есть даже бинокли, в которые можно визуально следить за обстановкой на летном поле. Специалисты говорят, что авиационный диспетчер должен знать позывные и тип воздушного судна, номер рейса, погодные условия, маршрут полета. Плюс обязательное знание английского языка. И это лишь часть необходимых знаний для того, чтобы безопасно организовать воздушное движение.
Сергей АВДЕЕВ, начальник службы движения Кузбасского центра организации воздушного движения: "Каждому авиадиспетчеру выделяется какой-то участок воздушного пространства. И, к примеру, если самолет вылет откуда-нибудь с Владивостока в Калининград, он на протяжении всего своего полета будет сопровождаться авиадиспетчерами, опознаваться, контролироваться и обслуживаться".
Зона ответственности новокузнецких авиадиспетчеров воздушный эшелон до 4,5 тысяч метров. Раньше это потолок был до 10-ти тысяч метров. Именно на таких высотах летают пассажирские самолеты. Воздушная трасса над Новокузнецком одна из самых напряженных. С востока на запад и в обратном направлении через юг Кузбасса пролегает около сотни пассажирских линий. Теперь эти высоты контролируют новосибирские диспетчеры. Впрочем, как говорят сотрудники Запсибаэронавигации, в Кузбассе есть свои особенности контроля воздушного пространства.
Сергей АВДЕЕВ, начальник службы движения Кузбасского центра организации воздушного движения: "Кузбасс это у нас угольный край, поэтому вот видите вы пять телефонов, это связь с разрезами, иногда они бывают одновременно несколько разрезов взрывают, чтобы вот в воздушное пространство во время взрыва не залетел какой-нибудь вертолет, допустим, санитарной авиации на низкой высоте, диспетчер предупреждает".
Рабочий день диспетчера весьма напряженный. Не случайно после трудовой смены полагается отдых не меньше, чем рабочий день. Стать диспетчером можно тремя путями. Если уже есть высшее образование, можно поступить на специальные 9-месячные курсы. Второй путь — отучиться в среднем специальном учреждении, по сути — в летном ПТУ. Но самый перспективный, обещающий хорошее трудоустройство и карьеру — закончить вуз гражданской авиации. Таких вузов в стране всего три. Все 50 сотрудников Запсибаэронавигации - профессионалы своего дела. Говорят, что приходилось вести не только обычные гражданские, но и самолеты президентского отряда.
Сергей АВДЕЕВ, начальник службы движения Кузбасского центра организации воздушного движения: "К примеру, летит первое лицо государства, для его обеспечения выполняются дополнительные меры безопасности, о которых я не имею права разглашать. Этим особо важным полетам присваивается какой-то литер. Литер - контроль, литер А, ну и так далее".
Свой профессиональный праздник авиадиспетчеры встречают на рабочих местах. В это день 53 года назад в Амстердаме была создана Международная федерация представителей этой важной профессии, без которой в небо не поднимется ни один пассажирский самолет.