22.08.2025

Шахта «Осинниковская». Династия Дацкевич

Поколение за поколением: когда нелёгкий горняцкий труд становится делом жизни целых семей, детей и внуков, образуются трудовые династии. В преддверии Дня шахтера наша съёмочная группа побывала на шахте «Осинниковская» и познакомилась с представителями династии Дацкевич.

На шахте «Осинниковская» фамилия Дацкевич хорошо известна. Здесь трудится уже не первое поколение этой шахтёрской династии. Её основатель, Николай Игнатьевич Дацкевич прибыл в Осинники в далёком 1933-м, в 1940-м устроился на шахту «Капитальная — 2» откатчиком. Вскоре в семье Дацкевич появились 4 сына и долгожданная дочь. Все пятеро детей пошли по стопам отца. Сегодня общий трудовой стаж шахтерской династии составляет 374 года. А семейное дело продолжают уже внуки ее основателя.

Николай ДАЦКЕВИЧ, заместитель главного инженера по технологии ш. «Осинниковская»: «Я сначала пошёл на рабочие профессии, сначала был ГРП. Потом ГРОЗом и потом уже вот в 2003-м году перевёлся в тех отдел, ну и так вот, грубо говоря, всё и пошло».

Владимир ГОЛУБЬ, механик участка «Дегазация и профилактика горных выработок» ш. «Осинниковская»: «Дома разговоры про работу. Отец на шахте работал всю жизнь. Дядьки все на шахте работали. Матушка здесь на шахте работала в связи, когда было отделение связи. Сёстры тоже у нас, да? Тоже здесь начинали».

Николай и Владимир — двоюродные братья. Вместе выросли в стройгородке, вместе проказничали в детстве. Но с началом работы началась другая, уже взрослая жизнь. И отношение другое, и спрос строгий. Появились преданность делу и ответственность перед коллегами.

Николай ДАЦКЕВИЧ, заместитель главного инженера по технологии ш. «Осинниковская»: «Потому что уже знают твоих родителей, знают дядек твоих, как бы всё равно и немножко отношение было другое в плане того, что тебе больше могли и нравоучений давать, в этом плане. Некоторых ну пришли. Того, того. А тут, ну вот делай, у тебя же там типа все отсюда. Чё ты типа филонишь! Ну от такого могло тоже это запросто быть. И спрос, конечно, другой был немножко. Чем с других».

Хоть и специфика работы у братьев разная, но на работе они встречаются чаще, чем вне её. Шахта, как и большая трудовая семья, объединяет, все работают на один результат.

Николай ДАЦКЕВИЧ, заместитель главного инженера по технологии ш. «Осинниковская»: «Естественно, когда какой-то проект делаем, когда... ну вот вместе начинаем контактировать. Данные от них нужны, я от них собираю. Приходит готовая документация — даю им на проверку, что бы они проверяли».

Владимир ГОЛУБЬ, механик участка «Дегазация и профилактика горных выработок» ш. «Осинниковская»: «Вообще шахта — это такой... такой будем так говорить организм, что здесь ты один ничего не сделаешь, это команда. И в любом случае, ты общаешься со всеми службами, со всеми. С коллегами также общаешься, с механиками также общаешься, с начальниками. То есть, тебе работу надо делать, и ты один её не сделаешь».

Сибирская природа, прогулки по лесу, рыбалка — так отдыхают шахтёры. И в это время стараются оставить работу на работе.

Владимир ГОЛУБЬ, механик участка «Дегазация и профилактика горных выработок» ш. «Осинниковская»: «На рыбалку ездим не за рыбой, а просто время провести, удовольствие получить. В лес — не по грибы, не по ягоды, а тоже просто походить, отдохнуть».

Николай ДАЦКЕВИЧ, заместитель главного инженера по технологии ш. «Осинниковская»: «Ушёл, голову выключил и голова, просто проветрить голову. Потому что такие моменты тоже иногда нужны. Потому что она постоянно загружена, в ней большой поток информации».

Уголь добывает комбайн, добычной комбайн это. Вот видите награждают. Какой-то участок дал миллион — пожалуйста, вот им дали награду.
Вот комбайн, а это порода. А это арматура, вот видишь. Это крепёж. Сначала надо закрепить.

Жена шахтёра — тоже своего рода профессия. Наталья Дацкевич и Наталья Голубь за годы семейной жизни освоили её в полной мере.

Наталья ДАЦКЕВИЧ: «Ну всё это уже в теме, уже знаешь пофамильно всех, начальник смены такой-то, начальник такой-то участка, уже всё знаешь, всё понимаешь, хотя даже не представляешь, что там, какие-то шахтовые эти самые».

Наталья ГОЛУБЬ: «Конечно! И насос от двигателя я отличаю! Двигатель он такой длинненький, а насос — он такой кругленький. А ещё я знаю, что, если за окном ветер или гроза — значит через 5 минут позвонят и он поедет на работу.
- Выключили свет.
- Выключили свет. Встали насосы, надо восстанавливать. Поэтому день-ночь, отдых, кино, концерт — сел за руль, поехал».

Наталья ДАЦКЕВИЧ: «Самое главное — уважение в семье, понимание. Вот знаете, ценить. я всегда говорю: пораньше ложись спать, в девять часов спать ложимся, отбой, чтобы выспаться, потому что иначе никаких сил не хватит вообще. Беречь и уважать — самое главное. Спокойствие чтобы было в семье».

Наталья ГОЛУБЬ: «Крепкого брака... наверное, взаимопонимание. Конечно, бывает обидно, что муж не всегда с нами, не всегда может, часто вызывают ночью на работу. Часто бывает, задерживается, в выходные, бывает, рушатся планы, что вызвали на работу, но это же неизбежно. Ну... такая профессия, такая специальность. Выбирала осознанно».

Дети из обеих семей пока ещё учатся в школе, но знают, что у отцов профессия сложная и почётная.

Влад ДАЦКЕВИЧ: «Он, ну, чертежи чертит. У меня бабушка, дедушка шахтёрами работали, тётя моя работает шахтёром».

Наталья ГОЛУБЬ: «Гордятся, конечно, знают, что папа шахтёр, папа-добытчик».

Проходят годы, меняются условия труда, но главное остаётся неизменным: верность своему делу, ответственность и крепкая любящая семья. И каждый её представитель знает — быть шахтёром — это не просто работа, это призвание.


Возврат к списку