14.05.2020

Юбилей кузнецких трамвайных рельсов

Послевоенный подвиг кузнецких металлургов. В 1945 году они первыми в стране освоили прокат трамвайных рельсов. Так получилось, что уникальный профиль стал ровесником Победы и продолжает удерживать лидирующие позиции на рынке рельсовой продукции.

Май 45-го, отгремели победные салюты, но для кузнецких металлургов они стали призывом к новому подвигу, уже трудовому. Разрушенной бомбежками Москве нужны были трамвайные рельсы. В июне министр металлургической промышленности Иван Тевосян попросил Романа Белана начать выпускать трамвайные рельсы. Директор КМК понимал, что послевоенный рельсобалочный цех не готов к производству этого вида продукции, но счел делом чести выполнить правительственное задание.

Владимир ДОРОФЕЕВ, главный калибровщик рельсового производства ЕВРАЗ ЗСМК: «Был издан приказ 15 июня, о подготовке к прокатке трамвайных рельсов, и что здесь самое интересное и это совпадение или так вышло, что дату освоение этих трамвайных рельсов Белан поставил на 26 июля 1945 года. Это совпадает с выпуском, с днем выпуска первой плавки броневой стали в 41-ом году».

Как в начале войны за месяц и 10 дней кузнецкие металлурги освоили выплавку броневого листа, так и в 45-ом им потребовалось чуть больше 40 дней на освоение и прокат трамвайного профиля. Закаленные военным лихолетьем металлурги разработали по сути новую технологию, применили оригинальные технические решения и выпустили уникальную продукцию.

Владимир ДОРОФЕЕВ, главный калибровщик рельсового производства ЕВРАЗ ЗСМК: «Вот уже 75 лет только мы катаем этот сложный профиль, почему, потому он требует большого знания, большой подготовки, и вот эти станы, которые открывались после войны рельсобалочные, они не брались за этот профиль. И если увидеть в любом городе, большом или маленьком как трамвай катиться по рельсам, можно 100% сказать с какой-то гордостью – это рельсы, произведенные нами, на Кузнецком металлургическом комбинате».

Оборудование для производства трамвайных рельсов менялось лишь пару раз. Инженеры-калибровщики, в том числе и Владимир Дорофеев, довели его до совершенства. Результаты работы оценили даже итальянцы, во время визита на комбинат в начале 2000-ых.

Владимир ДОРОФЕЕВ, главный калибровщик рельсового производства ЕВРАЗ ЗСМК: «Они сказали, когда увидели, как мы катаем 230 тонн в час этих рельсов, они сказали, мы теперь понимаем, почему вы выиграли войну у нас. Вот это было интересно. Сейчас после реконструкции рельсобалочного цеха, технология прокатки намного облегчилась, мы можем катать трамвайные рельсы с большей точностью, лучшего качества. Теперь у нас в сортаменте, или в ГОСТе 4 трамвайных рельса, 2 из которых они гармонизированы с евростандартом».

Сегодня ЕВРАЗ ЗСМК поставляет потребителям порядка 5 тыс. тонн трамвайных рельсов в год. По новокузнецким рельсам ездят все электровагоны России, а также трамваи Латвии и Украины.


Возврат к списку