13.09.2023

Стеле «Город трудовой доблести» 1 год

История подвига, облаченная в нержавеющую сталь. Стеле трудовой доблести сегодня ровно один год. Как зарождалась концепция монумента «из прошлого в настоящее»? Позади 15 тысяч квадратных метров тротуарной плитки, 4 километра газонного камня, более 200 опор освещения, километр электросетей и 365 дней. Но создатели места памяти Героев помнят все до мельчайших деталей, как будто это было вчера. О главных моментах проекта, который стал больше, чем просто работа, они рассказали Яне Смирновой.

Илья ХРАБРЫЙ, главный художник г. Новокузнецка: «Мы с супругой ехали на машине по каким-то делам. Я на пассажирском сидении сидел, мне позвонил Денис Стритович, предложил стать участником большой команды. Даже не знаю, какие чувства взыграли, разные очень как-то весь комплекс, но в основном, как же я это буду делать, а как же так это случилось».

Антон ЧЕРЕМНОВ, заместитель Главы г. Новокузнецка по строительству: «Сначала был эскиз, причем был такой в формате ленты. Мы пришли на клумбу, растянули его весь, есть даже фотография такая и мы так скажем присев на корточки, сели и начали представлять, как это все ляжет на землю».

За развитием этой, правильно сказать строительной и архитектурной истории, но хочется  назвать личной для каждого, кого она коснулась, следил весь город, даже когда будущая стела трудовой доблести была лишь на бумаге. И только команда знает, какие горели чувства внутри и какие одолевали мысли, чтобы на белом полотне случилось чудо, которое мы видим теперь каждый день воочию и не подозреваем, чего стоило большой команде людей, которым посчастливилось создать нечто, чем можно гордиться, чем важно восхищаться и бережно хранить.

Илья ХРАБРЫЙ, главный художник г. Новокузнецка: «Я начинал не просто, что это какая-то личность, человек, я начинал с тех, которые графичные были, которые были красиво по графике сняты. Первым, по-моему, это был портрет Белана, он хоть и не профессиональный, но с портретами я там, конечно, побился. Яворская. И Несгораемая женщина. Там вообще я не знаю, сколько раз я ее перерисовывал — Лидию Петренко. Я ее перерисовывал раз 10. Мне все время говорят, да вообще не похожа, то на нее, то на человека. И вот у меня такая работа была, я до последнего переживал, как такое большое лицо будет смотреться вообще в пространстве.
Я всегда работаю слева направо, потому, чтобы не марать то, что слева. Я делал все с помощью современных технологий, я собирал фриз этот. Там нет никаких фильтров, там все вручную отрисовано. Мне очень нравится часть, где врачи делают операцию военному. То есть там я прочувствовал полностью. Перерабатывал, перерисовывал.
Какой был самый тяжелый кусок, это я полностью отрисовал КМК. После трех доменщиков, КМК, там машинки, фигурки, окошечки, там каждое окошечко я всех отрабатывал.
Увидел я утром рано, причем я знал, что будет крепиться, был готов, проснулся. Мне друг присылает, он был подрядчиком там, исполнял, вот смонтировали, смотри. И фотографии присылает, я приближаю, да там все плохо, все криво, косо. Я быстрей бегом туда бегу».

Антон ЧЕРЕМНОВ, заместитель Главы г. Новокузнецка по строительству: «Много находились на этом объекте. Участвовали все: Сергей Николаевич, Глава города, практически до каждого исполнителя доходило. Знали не только руководителей, которые были, знали каждого монтажника, каждого, кто подметал, кто плитку подсыпал, чуть ли не по именам знали. Поэтому работа, она такая, затягивает, интересная.
Для меня это более чем личная история. Мой дед по маминой линии, дед Семен. Он ушел в 14 лет ему было, на КМК работать. Началась война, всех старших ушли на войну, а все, кто мог вообще, по возрасту подходил. В одном фрагменте, когда описываем, есть один парнишка, который для того, чтобы снаряды вытачивать, ящик подставлял, потому что не мог дотянуться. Примерно тоже самое представляю, дед. У него одна запись в трудовой книжке. Всю жизнь на КМК отработал, ушел на пенсию в 50 с лишним лет, но к сожалению, подорвал здоровье и рано ушел из жизни. Поэтому для меня вот эта история личная. Потому что это меня лично коснулось. Мой дед как раз в это время там был, помогал ковать Победу тогда».

Фильм внутри объятий фриза — отдельный вид искусства и отдельные чувства. Новокузнецк шел первым, после Новосибирск со своим мультимедийным контентом. Поэтому с нас первыми и спрашивали, какая концепция, какой сценарий, кто будет заниматься производством. Самую суть не раскрывали до конца. Держали в строгом секрете. И вот он, момент истины настал.  

Антон ЧЕРЕМНОВ, заместитель Главы г. Новокузнецка по строительству: «Когда за каких-то три недели получился фильм, когда его показали, он еще на экране смотрится необычно, это такая тонкая полоска, вглядываешься в картинку и слушаешь звук в основном, записанный таким голосом, прям подходящим абсолютно, наш родной голос Драмтеатра, все настолько совпало, что просто пробило насквозь. Прибило. Мы сидели, нас было несколько человек во главе с Сергеем Николаевичем. Мы пять раз посмотрели, и пять раз нас докручивало и докручивало. Мы сказали все, корректировать вообще нечего, попадание».

«Мы часто приходим фильм смотреть в 8 часов, приходим. Если гуляем рядом где-то, то мы всегда туда к восьми часам стекаемся. У детей появляются какие-то новые мысли, вопросы каждый раз, когда они смотрят, хоть они «Папа, опять фильм?». Я говорю да, пошли».

И вот она, созданная для и во имя памяти людей. Ей ровно год. Спустя 365 дней мы знаем, чтобы добиться на металле деталей в сером,  их просто так не создать, только штриховка. Что главная тема фриза — визуальная кардиограмма, словно бьется индустриальное сердце Сибири и отзывается в каждом фразой «Это мой любимый город, я здесь живу, я здесь люблю».  

- Мне очень нравится, как-то все преобразилось, даже проходить мимо приятно, птички поют. Большое скопление людей бывает у стелы, смотрят познавательные фильмы, интересно за этим наблюдать.
- Мне место нравится, монумент нравится. Я считаю, что все сделано красиво, замечательно. То, что потом, когда смотришь лица людей, которые значимы для Новокузнецка, Зиновьев, Лаврик, поэтому я считаю, что все это правильно, хорошо, красиво, спасибо.

«Это был вызов мне, как художнику. Второе, это было доверие, что все-такие мне доверили эту работу и третье … вызов, доверие … и реализация, наверное».

«Это было волнительно, это было максимально ответственно, но это было настолько восхитительно с точки зрения реализации, что просто больше пока такого не представляю себе».


Возврат к списку