05.08.2015

Светофорам – 101 год

Молчаливые стражи пешеходных переходов и автомобильных дорог празднуют сегодня свой день рождения. Четко-отлаженная система существует уже 101 год! Сколько светофоров в Новокузнецке, кто решает быть или не быть трехглазому устройству на дорогах города - узнавала наша съемочная группа.

Он останавливает одних, чтобы пропустить других. Без него порой сложно перейти дорогу или проехать перекресток. В среднем за свою жизнь, дожидаясь зеленого света, человек простаивает на пешеходном переходе примерно полгода. Кажется светофоры были с нами всегда, но первый аппарат появился только в 1914 году в Америке. В России светофор установили спустя 16 лет: сначала в Ленинграде, потом в Москве. В Новокузнецке в Новоильинском районе, где проживает около 80 тысяч человек, первый светофор установили в 2013 году. Кстати, изначально дорожный регулировщик имел всего два глаза: красный и зеленый. Это сегодня технический прогресс шагнул так далеко, что светофор не просто горит тремя цветами, а иногда даже танцует.

По улицам Новокузнецка каждый день проезжает около 160 тысяч автомобилей, их движение регулируют 99 светофорных объектов. Для установки нового необходимо, чтобы за час по дороге проехало как минимум 600 машин, и прошло не менее 150 пешеходов за 8 часов. Служба ГАИ ведет статистику аварийности на сложных участках, анализирует полученные данные и вносит соответствующие предложения о необходимости установки новых светофоров. Комиссионно решается, как долго будет гореть красный и когда загорится зеленый. Кстати, самый долгий запрещающий сигнал, 72 секунды, у нас в городе горит на перекрестке по улице Тореза в Заводском районе. Один из последних примеров установки светофора, который явно помог разгрузить поток машин и пассажиров - это привокзальная площадь.

Дмитрий ПУХАЛЬСКИЙ, старший государственный инспектор дорожного надзора ГИБДД по г. Новокузнецку: «Перевод нерегулируемого пешеходного перехода в разряд регулируемого на улице Курако и проспекте Металлургов, на Привокзальной площади, то есть интенсивность пешеходов там была очень большая, и неорганизованное передвижение пешеходов постоянно тормозило транспортные потоки, вследствие чего образовывались заторовые ситуации, как на кольцевых развязках, так и на пешеходных переходах, что являлось следствием аварийных ситуаций».

Но одного желания ГАИ установить светофор мало. Сначала нужно разработать его проект. Этим вопросом в городе занимается управление дорожно-коммунального хозяйства. На данный момент в УДКХиБ находится 18 проектов на реконструкцию уже существующих светофорных объектов. Процедура длительная и занимает ни день и не два. Кроме ремонта и установки новых светофоров, функцией УДКХиБ служит и обеспечение бесперебойного потока движения машин в случае ремонтных работ или заторов.

Оксана ИШИМЦЕВА, представитель Управления дорожно-коммунального хозяйства Администрации г. Новокузнецка: «Обычно по времени это растягивается на несколько лет, потому что бюджет в Новокузнецке ограничен, на этот год мы запланировали проектирование, то есть в конце года мы будем уже знать, сколько он будет стоить, и потом уже на следующий год мы можем подавать заявку, чтобы она попала в бюджет города. Когда было закрытие Кузнецкого моста и до сих происходит, мы знали об этой ситуации, и мы заранее перестроили на объездной автодороге Запсиб-Кузнецк светофоры, чтобы уменьшить количество заторов, поэтому все эти моменты нужно отслеживать и выбирать очень сбалансировано».

Красный, желтый и зеленый — цвета, которые уже столетие служат верой и правдой светофору. А почему не выбрать синий или розовый? Принято считать, что все дело в психологии восприятия цвета. Красный — значит опасность! Желтый — способствует концентрация внимания, а зеленый — успокаивает. Однако, при проектировании светофора вопрос касался в первую очередь диапазона видимости при разных погодных условиях. И в учет бралось такое понятие как рассеивание света.

Сергей НЕВСКИЙ, доцент кафедры физики СибГИУ: «Выбор этих цветов красного, желтого и зеленого чем обуславливается, во-первых разная длина волны, самая длинная идет у красного цвета, и он в атмосфере рассеивается меньше всех, например, в туман, дождь, он будет виден дальше всех. Зеленый, у него самая меньшая длина волны, меньшее рассеивание, поэтому он будет виден ближе, чем два его старших брата».

Со дня рождения первого светофора прошел ровно 101 год. Во многих городах даже установили памятники в честь трёхглазых регулировщиков. Но, несмотря на довольно почтенный возраст и технический прогресс, есть страны, где светофор — редкий гость, но при этом и нет ДТП. И как это им удается? Загадка!


Возврат к списку