Острая необходимость в водителях автобусов в Новокузнецке не ослабевает уже второй год. У этих людей должно быть крепкое психическое и физическое здоровье. Ведь они не только управляют транспортом, но ещё и обслуживают его. Вакансий по этой профессии на рынке труда сегодня настолько много, что не найти работу невозможно. Но проблема в том, что, либо нет желающих, либо подходящих по всем параметрам кандидатур.
Права категории Д Александр получил ещё в 94-ом году. Работал он на маленьком автобусе. Но с 6 класса хотел водить длинномер. Мечта сбылась в 37 лет. Александр говорит, это, что называется работа по призванию. Не смотря на все сложности этой профессии, в другой он себя не представляет.
Александр ВАН-ТИН-ФАН, водитель автобуса: «Ну не каждый контингент водителей сможет здесь работать. Ну, конечно, я говорю, у нас основной контингент - бабушки и дедушки. Сами знаете, они такие привередливые. Бывают всякие. Бывает и ругают нас и пьяных много. Хоть и боремся. Закон вышел - в общественном транспорте не употреблять алкоголь».
Профессия, действительно, сложная. Водитель автобуса должен быть ещё и хорошим автомехаником и слесарем. Ведь на маршруте может произойти любая поломка. Вставать шофёру приходится рано, домой возвращаться поздно. К тому же напряжённая обстановка на дороге - машин всё больше, а дорожное строительство отстаёт. Недостатков много, поэтому на пассажирских автотранспортных предприятиях стараются создать все условия для комфорта водителей.
Юрий ЗЯБЛИЦКИЙ, генеральный директор ОАО "ПАТП 1": «У нас есть спортивный комплекс, спортивный зал, есть сауна, мини-бассейн, есть бильярд, есть теннис. Есть ребята, которые занимаются баскетболом, волейболом, есть физиолечение, медицинский пункт».
В конце 2011 на бирже труда было порядка 400 заявок на водителей категории Д. На сегодняшний день - 300. Но вот на учёте людей с такой профессией здесь нет. Для тех, кто изъявляет желание - обучение проводят для работодателя под заказ. То есть с гарантированным последующим трудоустройством.
Лариса ПОЛИКАНОВА, ведущий инспектор отдела трудоустройства: «Он должен прийти, обладая правами категории С, по крайней мере. Потому что они 2 месяца учатся В, потом 2 месяца С и так далее».
Для того, чтобы сесть за руль автобуса нужен стаж - 1 год. На сегодняшний день водитель категории Д одна из самых востребованных профессий. В городе 3 муниципальных компании-перевозчика. Чтобы обеспечить бесперебойное движение по всем маршрутам, им необходимо дополнительно 60 водителей. Ситуацию пытаются изменить. Пассажирский транспорт обновляется. Практически каждый год, по распоряжению губернатора, зарплата повышается на 10-15%. Сейчас она составляет в среднем 30 тысяч рублей. НО молодёжи, которая пришла бы на смену тем, кто уйдёт на пенсию, пока нет.