08.02.2017

Юбилей Кузнецкого моста

Он соединяет два района, и раньше назывался коммунальным. Кузнецкому мосту в феврале этого года исполнилось 45 лет со дня масштабной реконструкции. Как возводили железобетонную переправу, нашей съемочной группе рассказал один из строителей Виктор Васильевич Токмаков.

Кузнецкий мост, который мы видим каждый день, выглядел так не всегда. В далеком 1934-м когда строился КМК, предполагалось, что на правобережье Томи в районе Антоновской площадки будет построен большой паровозовагоностроительный завод. На это дело пошло финансирование. Но в 1935 году на эти деньги начали строительство от левого берега до Топольников так называемого коммунального моста. Финансов не хватало, и решили, что этот мост будет временным.

Петр ЛИЗОГУБ, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея: «В 35 году этот мост заложили, строили его с применением тогдашних современных приемов, использовали водолазов для закладки быков, ряжей       будущего коммунального моста и в 1937 году через два года этот мост благополучно был построен, к его строительству приложил руку наш небезызвестный кузнецкстроевский инженер Широков».

Правда, потом инженера Широкова обвинили во вредительстве. Слишком узкий получился мост. Длина 432 метра, ширина — всего 6 метров. Сотрудники НКВД вообще пророчили его разрушение. Но он простоял многие десятилетия при условии, что эксплуатировался очень интенсивно. Проблему к узости добавила в 39 году трамвайная ветка, а потом и железнодорожная. И когда поезд был на мосту, остальное движение стояло. Строение решили реконструировать и расширить. Пугало одно обстоятельство — транспортный коллапс.

Петр ЛИЗОГУБ, заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея: «Тогда принимают интересное техническое решение соорудить чуть ниже существующего моста так называемые временные ряжи, временные быки относительно небольшие существовавшего моста, на которых перенести полностью мостовое полотно для того, чтобы там осуществлять движение транспорта и людских потоков».

Виктор Васильевич Токмаков один из тех, благодаря кому сегодня стоит Кузнецкий мост. Сам приехал из Курска и проработал строителем 40 с лишним лет. Сколько построил мостов за всю жизнь уже и не сосчитать! Возводил сооружения в десятках городов нашей страны и практически во всех населенных пунктах Кузбасса. Когда шло строительство Кузнецкого моста Виктору Васильевичу было 35 лет. Сейчас 79. Но он до сих пор помнит, как это было.

Виктор Васильевич ТОКМАКОВ, бригадир, монтажник: «Когда мы передвинули старый мост, готовились мы его двигать целое лето, три месяца. Вы там вот можете посмотреть сейчас временные опоры сохранились, деревянные стоят с кирпичами, и уголки там стояли каркаса, вот на это передвигали старый мост и готовили три месяца, пути. Потом в конце там были швеллера, ставили лебедку ручную, и потихоньку за три часа мы мост передвинули».

Яна СМИРНОВА, корреспондент: «И так, в феврале 1972 года в Новокузнецке появился первый в Кузбассе мост из напряженно-армированного железобетона. Старые ряжи полностью демонтировать не стали, они глубоко посажены в воде на бетонные основания. Остались как напоминание о блестящей реализации технически-сложной задачи, результатом которой стал Кузнецкий мост, соединяющий два района, которым новокузнечане пользуются до сих пор».


Возврат к списку