31.12.2020

2020 год. Взгляд Оксаны Храмовой

Сугробы по пояс, новые автобусы, трамваи, школа. Уникальный опыт металлургов и артистов. Оксана Храмова расскажет, каким событиями запомнился ей 2020-ый.

Поговорим о погоде. Тема, казалось бы, нейтральная, но зимой 19/20 вошла в ТОП самых обсуждаемых. Помните эти сугробы на дорогах, тропинках, остановках. Практически каждый день сводки о вывезенных на отвалы кубометрах. Занятые под завязку спецплощадки для снега с городских дорог.

Нам, как журналистам тоже досталось. Февраль, метель. Едем на снегоходах к вершине горы Соколиная.

Оксана ХРАМОВА, корреспондент: «Едем справляться с лавиной, говорят, снега по грудь, не знаю куда доедем, ну куда доедем, а там будем брести».

- Ну вот снега вы видите сколько, приходится пробираться, буквально по пояс. Это вершина горы Соколиной, Новокузнецк как на ладони.

Оксана ХРАМОВА, корреспондент: «В городе минус 6, на вершине Соколиной по ощущениям все 15, дует сильный ветер и такая погода здесь, каждый зимний день. Поэтому наметает очень много снега, а в этом году особенно. Глубина сугробов уже 1,5, а то и 2 метра, поэтому снежные козырьки пришлось спускать необычно рано».

Так делают почти каждый год, чтобы проезжающие у подножия автомобили не завалило снегом.

Начало года удивило открытием 81-ой школы. Наконец-то, вздохнули родители школьников и поделились с нами ожиданиями.

Наталья ГРИБОВА, председатель родительского комитета школы №81: «Мы очень рады, что конечно, это все случилось, школа самая лучшая, самая современная, в городе Новокузнецке».

Позади 8 лет ожидания. И, надо признать, получилось классно. Красивые стены только подчеркнули начинку учебного здания.

Оксана ХРАМОВА, корреспондент: «Вот этот почти космический объект так называемый стол Пирогова, самый технологичный объект в 81-ой школе, такое оборудование применяется в медицинских ВУЗах, и позволяет изучать строение человека. На цифровом столе все органы и системы и их можно рассмотреть поближе».

1 сентября в новую школу набрали первоклассников. Всем нам известная причина, конечно, подпортила картинку первого звонка, но ощущение праздника все-таки было.

Юлия ГАСКАЕВА, мама первоклассника: «Волнение, адреналин, вспоминаешь себя, в этом возрасте, и смотришь, вроде недавно ходил под стол, а сейчас уже первый класс, переживаю. Конечно, первое ожидание, что не будет коронавируса, что мы реально будем ходить в школу, что не перейдем на дистанционку, а вообще ожидания очень большие, школа новая, современная, что все будет здорово».

Но дистанционка все-таки вернулась. Хотя осенью удаленные уроки уже не вызывали таких острых эмоций, как весной, когда все только началось.

Много вопросов было и в начале транспортных преобразований. В феврале авторы публично представили новую систему работы общественного транспорта.

Сергей КУЗНЕЦОВ, Глава г. Новокузнецка: «У нас теперь не будет ни частных ни государственных и у нас не будет ни льготных, ни не льготных. У нас все автобусы будут автобусы исполнителя по контракту, и все наши пассажиры, все те, кто имеет право на льготы все могут ехать на любом автобусе. Все, что заплатили, минуя водителя, кондуктора и директора транспортного предприятия уходит в банк, и в банке находится, а потом мы только даем распоряжение банку по факту подписанного акта произвести платеж. Если эта работа была сделана некачественно, либоона не сделана, мы за нее не платим».

Чтобы координировать работу общественного транспорта в Новокузнецке открыли центральную диспетчерскую службу. Современно, подумала я, оказавшись в операционном зале.

- Самый главный момент, здесь в этой программе, мы видим соблюдение расписания, как эти автобусы едут, проезжают ли до конечной, они могут до конечной не доехать, нет пассажиров в салоне – ему остается 2-3 остановки, ему ближе в гараж, он съезжает с маршрута и поехал в гараж, Но его же люди возможно там ждут.

В общем, когда о транспортной реформе стали говорить часто и много, казалось, что все пройдет гладко и 18 ноября новокузнечане поедут по четкому расписанию в безкондукторных новых автобусах. Но все мы помним, как произошло на самом деле.

И еще о транспортно-дорожной теме. До сих пор перед глазами картинка, как на рельсы ставят новый трамвай. В этом году электротранспорт тоже обновили, только вагоны в город доставляли на автомобильных тралах, а потом ставили на колею.

В общей сложности Новокузнецк получил 9 современных вагонов, изготовленных по специальному заказу, о чем в техническом паспорте есть отметка. Трамваи носят имя нашего города.

Но ювелирную работу трамвайщиков не сравнить с той, что проделали металлурги ЕВРАЗа. Завели легендарную 34-ку. Боевая машина 47 лет стояла на постаменте у заводоуправления бывшего КМК, но за эти годы – танк остался в полной боеготовности. И показал, что даже спустя десятилетия рвется в бой.

В этом году завершились две масштабные дорожные стройки. Машины поехали по проспекту Металлургов и Бызовскому шоссе. Самым сложным в техническом исполнении стал мост через Абу в центре города. Его разобрали еще в 2019-ом, а весной 2020-го начали устанавливать балки. Специально для этого в Новокузнецк доставили настоящего тяжеловеса.

Оксана ХРАМОВА, корреспондент: «Балки в основу моста через Абу на проспекте Металлургов монтируют с помощью настоящего тяжеловеса. Этот кран, грузоподъемностью 400 тонн привезли из Новосибирска, подобной техники в Новокузнецке нет, и нужен этот кран, чтобы именно с берега укладывать балки в самую дальнюю часть моста».

Из тем производственных зацепила реконструкция конвертера ЕВРАЗ ЗСМК. ТАКОЙ ремонт раз в десятилетие делают и мы стали очевидцами исторического момента, того самого, когда металлургическую печь устанавливали на место.

2020-ый наверняка войдет в историю как самый неоднозначный и трудный год. Он прошел под знаком коронавируса. Первые случаи этой инфекции стали фиксироваться в Кузбассе в марте. И уже к апрелю вирус стал активно распространяться по всей территории области. Президент вводил нерабочую неделю, а потом постепенно власти регионов стали ограничивать работу различных учреждений, запретили массовые мероприятия. Организации переходили на удаленку. А кто мог, помогал врачам, которые рисковали своим здоровьем и работали вахтовым способом с ковидными пациентами. Цех по пошиву масок развернули и в драмтеатре.

Валерия ПУРПУТИДИ, директор Новокузнецкого драмтеатра: «Несмотря на то, что у нас девочки шьют такие костюмы сложные в обработке, пачки, древневековые, доисторические, то когда они взяли материал и начали шить маску, у них не получилось. То есть она не села на лицо, теперь они, конечно, уже набили руку, то шьют с такой скоростью, что если нам скажут еще, то мы сошьем еще».

Пока помогали другим – сами оказались в положении «протянутой руки». Запрет на массовые мероприятия заставил искать новые формы работы. Драмтеатр сделал первый шаг в онлайн. У меня были странные мысли, как можно сценическое искусство загнать в Интернет. Но первые робкие попытки в итоге привели к масштабному российско-итальянскому проекту.

Артисты двух стран читают «Божественную комедию». И предлагают зрителям подключаться к перфомансу и тоже проникнуться космосом итальянской культуры.

Александр НОРДШТРЕМ, режиссер, автор и ведущий перфоманса (Швеция): «В тех условиях, в которых мы оказались, мы поставлены, это единственный выход продолжать как-то творческую деятельность полноценно, но возможно не совсем полноценно, но хоть как-то. Держать себя в форме и вот то, что мы придумали, я думаю для меня, для Никиты, для Донато, это такой проект, который позволяет сохранить форму и чему-то новому научится».

Ну и удивил 2020-ый встречей с дважды героем соцтруда. Егору Ивановичу Дроздецкому исполнилось 90. И мы решили поговорить с ним о его достижениях. Признаться, я знала, что у Егора Ивановича 2 золотые звезды, но за что – оставалось загадкой. И теперь я и все наши зрители знают.

Егор ДРОЗДЕЦКИЙ, дважды Герой Социалистического труда: «Когда лаву комбайн прошел полностью, и теперь нужно было задвинуть конвейер к забою, чтобы комбайн заново начал рубить, только его нужно было все вместе, как единая линейка, должен вместе двигаться, и это двигалось очень долго, по несколько часов даже. А в конвейере, между каждым рештаком, были забиты такие бобышки, металлические, мы попробовали их сняли, и сделали конвейер сгибающимся, то есть комбайн идет и следом конвейер двигается, и все комбайн не стоял, не ждал, когда передвинут этот конвейер. И дали 3038 тонн, это ошеломило всех тогда».

Примерно такие же ощущения в финале 2020-го у меня, как журналиста. Сложный, с пробуксовками, многочисленными изменениями, но все же удивительный и неповторимый. С надеждой открываю двери в Новый 2021-ый.


Возврат к списку