15.02.2013

24-я годовщина вывода войск из Афгана

13 тысяч 833 человека – количество солдат, погибших за 10 лет афганской войны. Эти данные, как приводят энциклопедические источники, впервые появились в августе 1989-го - спустя полгода после того, как советские солдаты покинули азиатскую республику. Потом эта цифра выросла на несколько тысяч. Предположительно за счёт умерших от последствий ранений и болезней после увольнения из вооружённых сил. Сегодня – 24-я годовщина вывода Советских Войск из республики Афганистан. Ребят вывели, и они навсегда остались «другими».

Начало 1989 года, уже 900 ребят из Новокузнецка побывали в Афгане. И город за это время встречал ни один десяток бортов с «грузом 200». Под грифом «секретно». Вот они – первые памятники советских безымянных героев Афганской войны. Лишь имя и фамилия. Никакого указания, где погибли ребята, сухое – «выполняя даже не воинский – служебный долг». Только сопоставив дату рождения и смерти можно понять, почему не стало двадцатилетнего парня. Говоря сухим армейским языком, воина «исключили из списков на денежное довольствие, продовольственное, вещевое». А по-человечески – погиб чей-то сын, брат, муж. Раньше срока – своего и окончания войны.

Татьяна СТАРОДУБ, председатель Кемеровской областной организации семей погибших защитников Отечества: «Мой муж, мы его хоронили в 1986 году, когда война уже шла 7 лет, не писать тоже, что он погиб в Афганистане. Это была позиция государства. Это позиция была – не писать «Афганистан». Ведь не разрешали вскрывать гробы, смотреть, гробы же были цинковые, и далеко не у всех были окошки, где можно было посмотреть, кто там лежит».

14 апреля 1980-го года погиб Синица Владимир – первый из наших городских ребят. Ему было 20 лет. 33 новокузнечанина не дожили до, пожалуй, самого памятного в своей боевой и мирной жизни дня – 15 февраля 1989-го. Выбыть из Афганистана последними предстояло самым опытным, самым закаленным воинам.

На архивных кадрах репортажа с места события федерального канала новокузнецкие ребята сегодня увидели своих. Так получилось случайно. По задумке сюжета просто хотелось, чтобы герои вспомнили, как это было. Оказалось – и так ничего не забыто. Сергей Лукьянович – один из трех новокузнечан, кто прикрывал 15-го февраля 1989-го вывод советской армии. Блок-посты их 177-го отряда специального назначения стояли через каждый километр на всем пути следования.

Сергей ЛУКЬЯНОВИЧ, командир отделения группы связи 177 Отдельного отряда специального назначения: «Мы, когда выходили через Саланг, провокаций никаких не было, хотя душманы сидели на горах, просто они там группами сидели, с оружием, но они там просто нас провожали, когда уже спустились с Саланга, там уже могли ожидаться – это уже неподконтрольная его территория была, там разрозненные группы оставались, которые провоцировали. Потому что у нас даже на выводе были потери. У нас погиб офицер, машина сгорела – прямое попадание с гранатомета было».

Их отряд был последним, кто покинул Афганскую землю вслед за Борисом Громовым. За годы войны в этой стране 177-ой отряд потерял 162 бойца – вспоминал Серей Лукьянович. Общие же потери Советской армии даже сегодня до конца неизвестны. Официальная цифра – 15 тысяч человек – это погибшие. А сколько раненых, травмированных, контуженных – страдающих физически, и надломленных морально. На Афганскую войну уходили 20-тилетние мальчики, чье состояние изменилось навсегда: в отношении к войне и жизни. Они вернулись другими. Но очень долго, с самых первых афганских похоронок, страна сознательно не замечала тех, кто по приказу отдал ей свой долг. Поэтому замалчивались потери, поэтому родным запрещали даже на памятниках писать, в каком бою погиб солдат.

Сергей ЛИВАДНЫЙ, председатель Новокузнецкого отделения Российского Союза ветеранов Афганистана: «Вот представляете – идет жизнь, нормальная жизнь, люди ходят на работу, а где-то там, далеко-далеко идет война, люди получили приказ, выполняют этот приказ, они были верны присяге. Страна не заметила. Она заметила по расходам, по тому, что приходили цинковые гробы. И вот сейчас об этом стали рассуждать и говорить – какая это была война и что это, и где это было. Это пережили, поняли наши матеря, наши близкие, когда видели, когда люди приходили, у всех синдром какой-то. Это есть, было. Сегодня эти люди с обостренным чувством справедливости. Это есть».

Сергей  ЛУКЬЯНОВИЧ, командир отделения группы связи 177 Отдельного отряда специального назначения: «Анализа никакого в голове не было. Была единственная радость, что домой, что всё закончилось. Хотя какая-то была все равно червоточина, что чего-то не доделали. Хотя потом все анализировал, что войну мы не проиграли. Просто выполняли свой долг. Мне лично не стыдно за то, что я там служил, хотя разговоры потом были, что война ни о чем, столько человек погибло. Но мы выполняли то, что нам говорили. Мы остаёмся до конца верными нашей присяге, а присяга – она написана кровью».


Возврат к списку