В конце сентября вступили в силу поправки в закон, которые дают право финансовым организациям блокировать платёжные операции в случае, если транзакция покажется им «подозрительной». Как быть, чтобы не остаться без возможности воспользоваться деньгами со своей карты, ответ ищем вместе со специалистами банков.
Нововведения касаются 167-го Федерального закона Российской Федерации, который гласит - "Оператор по переводу денежных средств при выявлении им операции, соответствующей признаком осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, обязан приостановить списание на срок не более двух рабочих дней". Говоря простыми словами, если банк заподозрит, что деньги с карты собирается списать мошенник, платёжная операция будет заблокирована. Признаки таких «сомнительных» транзакций определены Центробанком России.
Татьяна ВОТИНОВА, заместитель управляющего Отделением Кемерово Сибирского ГУ Банка России: «Всего таких критерия три. Первый – совпадение информации о получателе перевода с базы данных Банка России о случаях и попытках хищения. Второй признак – совпадение параметров устройства, с которого совершается перевод, с данными устройства из базы. Третий признак – несовпадение платёжного поведения клиента с данными об обычных для него транзакциях».
Однако у каждого банка есть возможность прописать свои критерии в политике безопасности. Для этого финансовые компании устанавливают системы, которые автоматически анализируют платёжное поведение клиента.
Юрий БУЛАНОВ, председатель Правления АО «Кузнецкбизнесбанк»: «Частное лицо покупает в магазине, на заправках, оплачивает учёбу, что-то может быть в детском саду или в школе, т.е. примерно стандартный набор ежемесячных платежей на определённую сумму. Если в этот момент вдруг появится какая-то крупная сумма, за рубеж, т.е. тех, которых раньше не было. Т.е необычность по сумме, по назначению платежа, по адресу резидента, где находится получатель этого платежа, то банк должен предположить, что тут не всё чисто, возможно, кто-то получил незаконный доступ к счету клиента и пытается увести со счёта клиента деньги».
После того, как «сомнительная» операция будет заблокирована, специалисты банка должны будут связаться с клиентом. Если он подтвердит транзакцию, её проведут. Опровергнет – нет. А вот если связаться с клиентом не удалось, вариантов несколько. Одни банки разблокируют операцию по истечении двухдневного срока, другие только после восстановления связи с клиентом.
Юрий БУЛАНОВ, председатель Правления АО «Кузнецкбизнесбанк»: «Если подтверждение от клиента не получено, допустим, клиент находится вне зоны связи, то это является основанием всё-таки дождаться даже за пределами 2 или 5 дней, потому что тогда возникает вопрос, если клиент не доступен и находится вне зоны связи, то как он мог с удалённого устройства совершить платёж. Это я уже развиваю, как банк будет на это реагировать».
А вот как отреагируют на нововведение клиенты – пока непонятно. Не станет ли закон причиной того, что люди массово станут снимать свои средства со счетов и расплачиваться наличными?
(Из Федерального закона от 27.06.18 № 167-ФЗ) «Оператор по переводу денежных средств при выявлении им операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, обязан до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более двух рабочих дней приостановить исполнение распоряжения о совершении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента.