21.10.2022

Стела Трудовой доблести. Сталевары

Подвиг Новокузнецка в тылу на стеле Трудовой доблести, серия первая. Стальная. Рецепт кузнецкой брони так и не смогли повторить металлурги врага. 70 новых освоенных марок за годы войны, ради которых пришлось переделать «основные» печи КМК на «кислые». Выдающиеся сталевары: Чалков, Лаушкин, Привалов, Брагина сказали «Сделаем». Разговор о «важном» великолепной четверки запечатлен на снимке. Яна Смирнова расскажет, как вершилась история брони и кто ее творцы.

Есть такой город в России с географическими координатами - 53 градуса северной широты и 87 градусов восточной долготы. Там живут люди, чей тыл — прочная броня, а воля — нержавеющий металл. Так было всегда. И так будет …

Яна СМИРНОВА, корреспондент: «Это город трудовой доблести. Почетное звание Новокузнецк получил в 2020 году. Спустя два года в сквере имени Жукова появилась знаковое место - стела трудовой доблести. Внутри нее словно в крепких объятиях. Фриз сделан из нержавеющей стали. И как будто из глубины души памятника на нас сегодняшних смотрят десятки людей, которые сделали так много для города и для Победы! Больше даже, чем они могли. Просто они знали, что «город будет».

Приказ о производстве броневого металла Роман Белан, директор КМК, получил на второй день Великой Отечественной войны. На комбинате печи были предназначены для рядовых марок стали. Нужны так называемые «кислые». Что делать? Работать!

В рекордные сроки, через месяц, и по не виданной ранее технологии, кузнецкие сталевары создали секретный рецепт кузнецкой брони, его так и не смогли повторить. Каждую партию расстреливали из пушки. Если снаряд пробивал лист брони толщиной 45 мм, вся партия считалась браком. Работали день и ночь, на пределе возможностей. Сталевару Александру Чалкову подчинились, кажется, скорость и время, он сделал невозможное: плавил высококачественную сталь в полтора, два раза быстрее, чем позволяет технологический процесс.

Петр ЛИЗОГУБ, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея по науке: «Обычная выплавка высококачественной стали раньше занимала 18 часов, то Чалков опытным путем, в первую очередь опытным путем добился того, что этот показатель, не теряя в качестве, можно снизить до 13, 12 и даже были показатели за 10,5 часов. И самое главное, что вот этот свой опыт, то есть это не просто случайность, это была целенаправленная, методичная, очень такая кропотливая работа методом проб и ошибок. И вот этот опыт, которого он добился благодаря своему мастерству и помощи других сталеваров, мастеров, то есть это комплексная такая работа, он был подхвачен и на других предприятиях».

Яна СМИРНОВА, корреспондент: «Легендарный Анатолий Лаушкин приехал в Сталинск в начале 30-ых, его отправили на КМК передать опыт молодому коллективу. Война грянула словно гроза, Лаушкин не оставил своих и своего».

Петр ЛИЗОГУБ, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея по науке: «К периоду Великой Отечественной войны Лаушкин был уже в годах, он имел право быть на пенсии, но тем не менее, как он говорил, я не могу оставить своего Мартына, как он называл мартеновский цех. И он по-прежнему работал ударно, как писал в своих воспоминаниях директор комбината Белан «Работал он яростно».

Евдокия Брагина — феномен для нынешнего поколения, норма для прошлого. Сталевар и женщина! Наравне с мужчинами она работала в мартеновском цеху и учила варить сталь других. Снимок четверки выдающихся сталеваров на фризе стелы трудовой доблести подлинный. Не собирательный образ, реальные Герои. Такими и останутся навеки в наших сердцах.

«Для подвига не требуется большого пространства. Подвиг для нашего города не жертва, а одно из повседневных проявлений».


Возврат к списку